2. Буржуазия, все более накапливающая экономическую мощь, повела активную борьбу за политическую власть, т.к. отсутствие контроля с ее стороны над государственно-политической системой не давало ей возможность реализовать в полной мере свой экономический потенциал, сдерживало хозяйственное развитие. Старинная аристократия («дворянство шпаги»), бывшая военно-политической опорой королевской власти все время ущемляла интересы буржуазии. Между ними был антагонизм, решить который можно было только радикальным, революционным путем: либо уничтожить противника, либо заставить его воспринять свои принципы, ценности, образ жизни, мышление (сравни Россию или США и Англию). Во втором случае происходит социальная интеграция. Аристократия, которая была основным врагом буржуазии, несмотря на свое формальное поражение, тем не менее привнесла в буржуазную социальную среду очень много важных принципов и ценностей, которые в дальнейшем способствовали развитию бизнеса в направлении цивилизованного бизнеса.
3. Изменение среды дало серьезный толчок в духовном и социальном развитии. Все глубже проходит процесс секуляризации сознания. Первым важным толчком этого процесса было движение гуманизма, когда в центре мироздания был поставлен человек, а не Бог. Желание приблизить христианство к народу диктует потребность перевода Библии на национальные языки. Так появляется Вульгата. Это модернизирует европейское сознание, становится одной из причин появления с начала XVI века движения Реформации. «Основным катализатором» европейского развития, по мнению М. Вебера, становится именно «революция в духовной жизни» – Реформация и протестантизм, протестантские общины – проводниками «капиталистических» отношений. Стержнем менталитета нового общества становится критичность и конструктивность. Эти свойства были усилены в западноевропейском обществе в связи с распространением индуктивного метода английского философа и политического деятеля Ф. Бэкона, а также нового общественного видения государства, власти и политика, которое дал европейцам Н. Маккиавелли. Все это способствует выкристаллизовыванию индивидуализма, усиливает роль личности и общества, способствует осознанию ими своих собственных интересов, развитию предпринимательства и предпринимательского мышления. Предпринимательский менталитет европейцев последовательно эволюционирует к осознанию необходимости свобод, либерализма. Третья «волна идей» в Европе – общественно-политическое движение Просвещения – заложила фундамент формирования сознания нового общества. Развиваются основные теории Просвещения: теория естественного права, теория общественного договора и теория народного (национального) суверенитета. Движение Просвещения подвело теоретическую базу под буржуазную социально-политическую систему.
4. Особенно сильное воздействие новых условий испытал труд как фактор производства. Складывавшемуся новому хозяйственному механизму нужен был новый «двигатель». На экономическую повестку дня встает актуальный вопрос: как стимулировать человека к труду, чтобы он приносил максимальную отдачу? Его решение лежало на пути совершенствования системы экономического принуждения, когда человек сам заинтересован в результатах своего труда. Именно «капитализм» изобретает современную революционную формулу: от каждого по способности, каждому по труду. Причем в дальнейшем этот принцип все более наполняется конкретным содержанием через взаимосвязь способностей с возможностями, а значит, и предоставление и развитие их, а также через расширение составляющих труда (физический труд, интеллектуальный, капитал как «спрессованный» труд поколений). Эффективное развитие предприятия и бизнеса невозможно было без решения проблем труда. В передовых странах утверждается система экономического принуждения, что стало основным революционным завоеванием в этой сфере «капитализма». В тех же странах, где произошло возрождение системы внеэкономического принуждения, существенно замедлилась динамика хозяйственного развития и наметилось их отставание от лидеров.
& Подробнее смотри: 1, 2, 5, 6, 7.
Тема 9. Формирование развитой свободно-рыночной системы. Конец XVIII – начало XIX века