Страница: 4/19
В современной науке существуют различные подходы к оценке истории человечества и его экономической истории. Многое зависит от общих философско-мировоззренческих основ, которых придерживается тот или иной автор, от того, к какой экономической школе он принадлежит. Большинство признает преемственность в развитии и существование всемирно-исторического процесса, а в этой связи и прогресс, другие это отрицают. Одни придерживаются мнения об эволюционистском пути развития, другие подчеркивают значение революционного пути.
Таким же образом обстоит дело и с периодизацией: все зависит от тех критериев, которые кладут в ее основу авторы. Можно брать за основу критерии общественно-экономического развития и отстаивать марксистский формационный подход, можно брать критерием технологическое развитие, можно брать духовно-религиозное и т.п. И всегда это будет корректировать периодизацию.
Голландский профессор Я. Тинберген в свое время сформулировал пять главных целей общества, которые были признаны и приняты на Западе. В 1969 г. Я. Тинберген получил Нобелевскую премию, надо думать, не за социальную утопию. Эти ценности и цели человеческой цивилизации следующие:
· сохранение международного мира,
· максимальный выпуск продукции на душу населения при полной занятости и равновесии денежной системы,
· улучшение распределения общественного продукта между социальными группами и отдельными странами,
· эмансипация групп, не пользующихся равноправием,
· возможно большая индивидуальная свобода.
& Подробнее смотри: 1, 2, 3, 7.
1. Ведущие экономические школы об экономической истории, ее периодизации и роли в государственном регулировании. Концепция В. Ойкена о реальных типах хозяйства.
2. Основные этапы развития хозяйства, материальной культуры и возникновение древнейших цивилизаций.
3. Экономическая основа древневосточных форм политического правления. Социум и индивид в условиях деспотии.
Но что такое капитализм? Капиталистическая система? Именно как система? Уже в этом вопросе различные экономические школы расходятся. Происхождение слова «капитализм» от слова «капитал», т.е. самовозрастающая стоимость. Французский экономист М.Фламан определяет «капитализм» как экономическую систему, основанную на свободе предприятий и рынке. Это, безусловно, правильно, но главное – переход от системы внеэкономического принуждения к экономическому, который произошел с наступлением «капитализма».
Однако такой переход, создание такого экономического механизма и достижение, таким образом, его долгосрочной, оптимальной эффективности невозможно без радикальнейших, в то время революционных применений в социально-политической сфере. Почему? Т. к. максимума данная система достигает тогда, когда она ориентирована на включение в себя каждой отдельно взятой личности. Главной чертой «капиталистической» системы является то, что основным субъектом экономической, социально-политической жизни становится индивид, личность, которая сама целиком несет за себя ответственность. Таким образом, с одной стороны, она стремится к наиболее полной либерализации и реализации своей свободы, с другой – это ведет к увеличению ее ответственности.
Реферат опубликован: 1/06/2006