Тема 5. Распространение христианства и его роль в эволюции хозяйства Европы
Основные вопросы темы
1. Значение распространения христианства в хозяйственном развитии Европы.
2. Развитие городской социально-экономической структуры и процесс секуляризации.
3. Европейская «революция в духовной жизни».
1. Христианство и христианская церковь играют особую роль в истории и хозяйстве Европы. Церковь не только заполнила в Европе политический вакуум после падения Рима, но и взяла на себя целый ряд важных экономических функций, имела большое значение для развития в Западной Европе такой важной для хозяйства социальной структуры, как город. Город возрождался вокруг именно епископальных центров, притягивал к себе торгово-ремесленный люд. На ранних этапах своего развития он находился целиком под покровительством епископа и епископ управлял жизнью маленьких тогда еще городков. Но именно там зарождалась буржуазия ‑ социальный слой, значение которого для развития «капитализма» невозможно переоценить. Причем в связи с тем, что Европа была поделена на епархии, епископальных центров было много и, следовательно, городская структура моментально распространилась повсеместно. Христианство объединило Европу «снизу» и «сверху», а евангелизация стала существенным этапом в эволюции менталитета европейцев, существенным компонентом общеевропейской цивилизации. Вплоть до XIII века водораздела между католической и ортодоксальной церквами и верующими не существовало. Все это, наряду с объединяющим значительную часть Европы торговым путем «из варяг в греки», создавало единое экономическое пространство. Было также много общего у Восточной и Западной Европы и в социально-политическом развитии. Динамика развития Восточной Европы вписывалась в общеевропейский путь. По целому ряду важных показателей в торговле, военно-политической сфере, развитии городов восточные славяне даже опережали Западную Европу. Так было вплоть до начала XIII века.
2. Дальнейшее развитие города как структуры было связано с необходимостью решения социально-экономических и политических задач, которые объективно вставали перед городом и зарождающейся буржуазией. Встала задача решить одновременно несколько вопросов: высвободиться из-под власти и влияния епископа и христианской церкви, создать систему городского самоуправления, не попасть при этом под власть земельного собственника-феодала, отстоять и расширить свои экономические, а вместе с ними и политические права. Так шел процесс секуляризации западноевропейского города, составляющими частями которого стали коммунальные революции и генезис системы городского самоуправления, создание гильдий – ремесленно-профессиональных объединений горожан, борьба торговцев за рыночное право. Западноевропейский город становился оплотом буржуазии в накоплении экономической власти и базой ее дальнейшей борьбы за власть политическую. Главным ее противником в этой борьбе была земельная аристократия, а союзником – королевская власть. Все большее влияние западноевропейский город начинает оказывать на деревню, вовлекая ее в орбиту своей разрастающейся торговли. В России с начала XIII века кардинально изменился характер развития именно города, что стало основой дальнейшего формирования ее особой экономической культуры и специфической истории. В течение многих веков у русского города отсутствовали условия для первоначального накопления капитала, а значит, не было базы для зарождения буржуазии. Постоянная военная опасность со стороны монголо-татар и задача национально-освободительной войны на первое место вывели значение центральной власти, власти великокняжеской. Особое развитие претерпела и Русская Православная Церковь, которая в особых условиях стала в России не только духовно-религиозным, но и духовно-политическим институтом. Все это привело к гипертрофированному пониманию роли государства, власти в сознании русских. Общество потеряло свои цели среди целей государственных. А государство постепенно объединяло в своих руках и власть политическую, и власть экономическую.
3. Особые условия развития западноевропейского города сформировали возможности для зарождения «духа свободы» среди европейцев. Именно город способствует внедрению передового сознания в Западной Европе. Используя свою возрастающую экономическую мощь, накапливаемые перед королевской властью заслуги, город добивается своего особого статуса как структуры. В Центральной Европе такой статус проявляется, например, в появлении имперских городов. А целый ряд североевропейских городов объединился в Ганзейский союз, который стал важной вехой в развитии европейской торговли. Особо сложные условия ганзейской торговли стимулировали предпринимательскую смекалку, бережливость, расчетливость и в целом предпринимательское мышление. Таким образом, Западная Европа стала колыбелью и главным полигоном человечества в формировании демократических институтов и демократической системы. В русских же землях национально-освободительная война шла параллельно с созданием Русского централизованного государства во главе с Москвой и Великим князем. Возродился и стал все более крепнуть центрально-управляемый тип хозяйства с неразвитой системой частной земельной собственности и социально-политической системой, проявлявшей многие черты деспотии. С одной стороны, это позволило путем невероятного напряжения сконцентрировать силы на решении первоочередных государственных вопросов, в первую очередь – решить проблему национального освобождения, но с другой – заморозило развитие факторов производства, важнейших социальных структур, сделало на многие века политику доминирующей над экономикой, не дало возможности вызреть миру-экономике Русского государства. В целом значительно замедлился темп развития Восточной Европы.