Страница: 2/7
С Аллой возникла любовь с первого взгляда, но в их отношениях присутствовал и профессиональный оттенок – Орленев сразу поверил в Назимову – актрису, расчетливую и сильную партнершу. Они были оба похожи даже внешне – оба тоненькие, небольшого роста, гибкие и изящные; с выразительными голубыми глазами, обрамленными длинными ресницами. Их энергии и темперамента хватило бы на целую труппу: 15 часов ежедневной работы в театре – разучивание ролей и репетиции днем, вечером спектакли – для них все это было предельно естественным. Плюс бесконечные переезды, гастроли в провинциях . Дилемму каждой талантливой дебютантки Российского театра начала века – оставаться в столичной труппе на «выходах», на вечных вторых ролях, или сразу же стать примадонной провинциальных театров – Алла решает просто. Орленев постепенно делает из нее «звезду», помогая получить более 200 – т ролей в театрах Костромы, Херсона, Вильно. Они были неразлучны и на сцене – если Орленев играет Дмитрия в «Братьях Карамазовых», то Назимова – Грушеньку (не смотря на жгучую южно-европейскую красоту Аллы мало соответствующий облику инфернальной красавицы ,Достоевского), если он – Хлестакова, то она – Анну Антоновну .
Новомодное турне наших именитых деятелей искусства по русскоязычным еврейским общинам Америки – изобретение не нашего трудного времени. Первыми русскими гастролерами были, оказывается, Орленев и Назимова. Их козырной картой стала пьеса Чирикова «Евреи», написанная по следам недавних погромов и полная местечкового колорита. Еврейская местечковая беднота в начале века делилась на искавших спасений либо в революции, либо в эмиграции, преимущественно в новый свет. Их конфликт и их смерть в погроме составляет содержание этой пьесы, со скрипом прошедшая царскую цензуру.
23 марта 1905 года после успешных гастролей в Берлине и Лондоне труппа Орленева давала первый спектакль в нью йорском Нижнем Ист Сайде в театре «Геральд Сквер». Российский антисемитизм – беспроигрышная карта Нью Йоркской бедноты, но всех покорила вдохновенная игра блестящей пары. Окрыленные успехом, они все вырученные деньги тратят на ремонт театра на 3-ей улице Ист Сайда, дав ему пышное название «Русский Лицеум». В течении сезона 1905/06 годов в его репертуаре Гоголь и Чехов, Ибсен и Достоевский, Стринберг и Гаубтман. Лицеум стал небольшим очагом европейской классики в сердце Дикой Америки, а восхищенные критики сравнивали Назимову с Элеонорой Дузе.
Но дело шло к банкротству. Идеалист Орленев ради коммерческого успеха переходить на коммерческие шоу и водевили не собирался, а содержать экспериментальный театр для полунищей американской интеллигенции было нерентабельно. Меценаты – миллионеры и среди них госпожа Вандербильд, сперва щедро финансировали его спектакли, да и сборы были хорошими. Гастроли в Чикаго и Бостоне субсидировали Эндрю Карнеги и Джон Пирпоинт –Морган. Но постепенно Орленевская независимость стала отпугивать меценатов и в конце концов актер провел 2 дня в тюрьме для должников.
Перед Американским вояжем Назимова абсолютно не верила в успех, лишь энергия мужа подвигла ее на эту поездку. Освоившись за год и увидев как оценивают ее игру американцы, наслушавшись лестных предложений от театральных импресарио, актриса принимает решение. Разумеется ни сразу. Она была многим обязана Орленеву, который сделал из нее профессиональную актрису. Она же пробудила в нем интерес к западной драматургии. Разорвать же такой тандем было бы трагедией для обоих. Назимова пробовала убедить Орленев в остаться с ней, но Орленев настаивал на возвращение в Россию. В решении Назимовой, в которой никак не мог поверить нечастный Орленев, проявился весь твердый и честолюбивый характер актрисы.
Она проводила корабль увезший Орленева в Норвегию, и в одиночестве вернулась в джунгли Манхэттена.
Когда же следующей осенью Орленев вновь собирался на гастроли в Америку с Ибсеновским «Брандом», его настигла отчаянная телеграмма Назимова: «Прошу тебя, оставь мне этот единственный уголок в мире, а у тебя и без Америки много места !», велика сила любви. Актер без колебаний отменяет поездку. Американский уголок был подарен Орленевым созданной им самим русской Дузе .
Затеряться в манхэттоновских джунглях актрисе не пришлось, театральный продюсер и владелец театров Л.Шуберт, видевший ее русские спектакли, упрашивал выступить у него в любой роли – разумеется , на английском .Обучала ее языку и ставила произношение мать знаменитого гриффитовского актера Ричарда Бартельмеса, тогда еще малыша Дика.
Реферат опубликован: 18/11/2008