Страница: 5/9
Казанский зиккурат, возведенный последней татарской царицей, занимает особое положение среди других однотипных сооружений. Обратимся опять-таки к кажущейся простоте "квадратной" символики.
"Четырехугольная (обычно именно квадратная) схема совмещает в себе классификационную систему двоичных противопоставлений, описывающих мир (верх-низ, правый-левый и т. п.), или основных элементов мира (ср. четырехчленные системы типа "огонь — вода — земля — воздух") с образом идеально устойчивой структуры, статической целостности, интегрирующей в себе основные параметры космоса.
Квадрат служил моделью многих храмовых сооружений (зиккурат, пирамида, пагода, церковь, чум и т. п.), которые, в свою очередь, рассматривались как образ мира. Квадратная структура использовалась для описания не только пространственного состава вселенной (страны света, направления, центр) и основных временных координат (четыре части суток, четыре времени года, четыре мировых века, четыре человеческих возраста), но и целого ряда четырехчленных классификаций в социальной сфере".
Обратим внимание на еще одну особенность квадрата-символа. Эта геометрическая фигура может истолковываться как "граница", "рубеж". Круг и квадрат, как мифологические знаки, отражают идеи ограниченности внутреннего и внешнего пространства1.
"Звездчатый калфак" "Башни Сююмбеки" обещает раскрыть еще много неизведанного. Мы ограничимся сказанным. Невольно возникает вопрос: Если, как утверждается в некоторых источниках, Башня была сооружена для наблюдения "за передвижениями татар", зачем строителям нужно было учитывать все перечисленные тонкости религиозно-философско-мифологического характера?
Нет основания утверждать, что "Башню Сююмбеки" с ее широко распространенной в мире культово-архитектурной традицией воздвигли зодчие-чужестранцы. Ведь традиция египетских и шумерских зиккуратов могла самостоятельно существовать как в Италии, так и в тяготевшей к Багдаду Булгарии. Чтобы понять это, достаточно вспомнить "Черную палату" Великих Булгар.
Много тайн можно обнаружить в "Стране негаснущих звезд". В прошлом эти тайны для науки были закрыты. Разных слухов, версий, голословных утверждений о "Башне Сююмбеки" и сегодня много. Люди им верили и верят. То, что долгое время тайна "звездного калфака" оставалась без внимания говорит о малоизученности этой проблемы.
Объявление территории Казанского кремля историко-культурным заповедником, принятие решения о широком научном исследовании и восстановлении памятников говорит о возросшем интересе народа к своему культурному наследию, в том числе и к "Башне Сююмбеки". Это значит, что мы можем ожидать новых открытий, новых находок1.
Археологические раскопки на территории Казанского кремля в 1997 году увенчались интереснейшими находками.
На южной стороне башни, внизу, видны два дверных проема, один из которых когда-то был замурован. В настоящее время там имеется одна узкая дверь, ведущая по лестницам вверх, на первый ярус. Напрашивается вопрос: куда вела вторая дверь? корее всего, вторая дверь служила входом в подземную часть "Башни Сююмбеки". Спустившись по лестнице вниз, возможно, посетитель открывал следующую дверь, через которую входил в помещение, где находилась могила (или саркофаг) Сафа-Гирей хана.
Такое предназначение этого сооружения, естественно, требовало соблюдения ряда строительно-технологических и санитарно-гигиенических норм. В первую очередь, в подземной части сооружения необходимо было содержать соответствующий режим воздухообмена. Для этого, можем полагать, в стенах башни были устроены специальные вентиляционные шахты, три окошка которых отчетливо видны в картине Э. Турнерелли. Возможно, что они были симметрично устроены и на противоположной стене арки Башни.
Важно и то, что Э.Турнерелли свои картины рисовал "с натуры" и в 1839 году издал их в Лондоне. Следовательно, еще в началеXIX века " вторая дверь" и вентиляционные окошки не были замурованы (рис.2).
Реферат опубликован: 10/02/2009