Страница: 6/9
Известно, что "Башня Сююмбеки" была использована и как проездная башня при въезде в государев (губернаторский) двор.
Рис.2. Арка башни Сююмбеки.
Очень возможно, что основными причинами наклонения "Башни Сююмбеки" могли быть, во-первых, мощные взрывы крепостных стен в 1552 году, во-вторых, — постоянное проникновение сточных вод в фундамент через эти двери, которые со временем оказались углубленными в землю в результате накопления вокруг Башни строительного и другого мусора. К тому же, в свое время рядом с Башней был устроен "коммунальный колодец" для сточных вод1.
Можно надеяться на то, что при засыпке помещения подземные каменные стены с двух сторон не были разобраны. Их легко можно обнаружить во время археологических работ путем проведения раскопок узкой полосой по центру арочного прохода.
Естественно, данная гипотеза в деталях, может быть, будет иметь некоторые расхождения с реальностью, но в целом она основана на проверенных фактах и обещает серьезные научные открытия. Успешные итоги археологических исследований, подтверждающие нашу гипотезу, могут поставить точку в затянувшихся дискуссиях о "Башне Сююмбеки".
"Башня Сююмбеки" в народной памяти имеет и другое название — "Мечеть хана" В исторической литературе о происхождении названия достаточно спорного материала, противоречивых суждений. Не вдаваясь в подробности, можно кратко резюмировать: одни утверждают, что "Башня Сююмбеки" построена в период Казанского ханства, другие, без убедительных аргументов, считают, что она возведена после взятия Казани. При этом остаются не выясненными даже приблизительные годы ее строительства: указываются 17-18 века. Известно, что об этой башне и в русских архивах нет никаких строительных и финансовых документов. Нет и сведений об освящении данного сооружения.Не числится оно и в списках православных культовых зданий. Наоборот, в описях 17 века эта Башня отмечается как "азийское" сооружение. Ответственные люди 17-18 веков были хорошо осведомлены о таких исторических памятниках и даже в мыслях не могли допустить возведения этой Башни после взятия Казани. Несмотря на неопровержимые аргументы, некоторые авторы продолжают повторять голословные утверждения.
Необходимо учесть и то, что "Башня Сююмбеки" в 1549-1551 годах была построена ускоренно (ожидался поход Ивана Грозного). Ее непривычное (с арабским словом) название ("Хан межиде") не успело укрепиться в народных массах, не заняло должного места в документах. Страшная война 1552 года распорядилась иначе. Оставшиеся в живых и кое-что знающие об этом сооружении только понаслышке стали называть сооружение "Башней Сююмбеки", "Мечетью хана" ("Хан мечете").
Последующие поколения переняли эти названия "башни", не вдаваясь в их смысловое значение. В такой форме они дошли до нас.
Семиярусная "Башня Сююмбеки" символизирует и семь небесных сфер, и семь раев. Седьмой рай — "Дарас-Салям" — самый высший и желанный. Такого вознесения и признания благородных деяний желают Сафа-Гирею его близкие и подданные.
"Башня Сююмбеки" построена по таким же зодческим традициям, как "Башня Бабила" ("Вавилонская башня"), и является "родственницей" древних египетских пирамид, и таких древнеиндийских сооружений, как в городище Тити-Кань (в Мексике). "Башня Сююмбеки" — это памятник тех времен, когда человек жил мечтой через свои богоугодные деяния вознестись в рай — джаннат.
"Башня Сююмбеки"— это одновременно и модель мира, и компас, и солнечные часы, и "Страна звезд", и памятник, призывающий к верности гуманистическим идеалам, и место обращения к Аллаху, и мавзолей-усыпальница великого государственного мужа. Именно такие архитектурные памятники являются символами некоторых городов и государств.
Реферат опубликован: 10/02/2009