Страница: 7/9
К числу наиболее древних построек кремля принадлежит здание Благовещенского кафедрального собора, сооруженное в 1556—_ 1562 годах. Строили собор русские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй1.
В первоначальном виде собор был четырехстолпной крестовокупольной постройкой кубической формы, увенчанной пятью цилиндрическими барабанами с шлемовидными главами. Сохранившиеся элементы внешнего декоративного убранства носят ярко выраженный черты, свойственные псковскому зодчеству своеобразная трактовка апсид (алтарных выступов), аркатурный поясок, каемчатые кирпичные орнаменты, оставшиеся еще на средней апсиде и центральном (в настоящее время единственном) купольном барабане.
В течение веков собор неоднократно перестраивался, расширялся. От первоначального его вида сохранилось немногое. В XIX веке на месте бывшего ханского дворца архитектором К. А. Тоном был построен губернаторский дворец.
Крытой галереей здание соединено с дворцовой церковью, сооруженной в XVII веке на фундаменте татарской мечети Нур-Али. Другие здания, расположенные в кремле (бывшие присутственные места — приземистое длинное, однообразное и монотонное в своей архитектуре сооружение, бывшее юнкерское училище и т. д.), строились в XIX веке и большой художественной ценности не представляют.
Архитектура Казани, крупнейшего российского города, губернского центра, сложилась к середине XVIII в. на основе двух традиций: русской и татарской. Насколько тесно переплелись две эти культуры, насколько высока была степень их слияния, пока еще трудно судить, потому что временной границей нашего исследования является первая половина XVIII в., в то время как истоки культурных взаимосвязей среды неволжской и русской культур уходят в домонгольскую эпоху, активно развиваются в золотоордынское время и в период Казанского ханства1.
K моменту присоединения Среднего Поволжья к Россия в середине XVI в. здесь уже существовала развитая архитектура, базировавшаяся на богатых местных традициях, насчитывающих к тому времени более чем пятисотлетнюю историю. Развиваясь на границах мусульманского мира, своеобразная булгаро-казанская архитектура представляла собой самую северную ветвь средневекового восточного зодчества. Традиции татарской архитектуры воздействовали на сложение своеобразной архитектуры Казани, проявившись в ряде градостроительных, композиционных и декоративных особенностей ее русской части. В свою очередь, русское зодчество воздействовало на архитектуру феодальной верхушки татарского общества, находившейся в тесной связи с русской администрацией. Середина XVIII в. стала переломным моментом, началом качественно нового этапа развития татарской архитектуры. Его характерной чертой было вступление в тесный контакт с русской культурой и, как следствие, активное восприятие элементов прогрессивной западноевропейской культуры. Решающую роль в формировании стилевого и образного решения зданий стали играть русские архитекторы, татарам отводилась роль заказчика, в той или иной мере диктовавшего свои условия и воздействовавшего на творческий процесс проектирования.
Архитектурное окружение, национальная принадлежность заказчика и сама земля, где возникали эти постройки, способствовали выявлению их своеобразия в контексте культуры, их породившей.
В определенной степени воздействовали на сознание зодчих и заказчиков также и сохранившиеся памятники средневековой архитектуры, почитавшиеся местным населением как священные1. В то же время экономическая и политическая зависимость татар от России, их активное участие в экономической жизни страны с неизбежностью разрушали межнациональные перегородки, способствовали взаимодействию национальных культур.
Произведением национальной архитектуры можно считать здание, специально для данного народа предназначенное. Любое талантливое и оригинальное произведение, воздвигнутое на той или иной национальной почве и социально для данного народа предназначенное, со временем непременно станет частью данной национальной культуры, в каких бы взаимоотношениях с местными традициями оно ни находилось.
Реферат опубликован: 10/02/2009