Страница: 11/15
7. Искусство.
а) искусство Трои, Крита и Микен;
Наивысшего расцвета искусство достигло в V в. до н.э., но корни его уходят в далекое прошлое. Уже в период неолита (VII-III тысячелетия до н.э.) земледельцы умели изготовлять глиняные сосуды, окрашенные красной, черной и белой красками. Высокого расцвета достигло искусство на островах Эгейского моря и на побережье Малой Азии в эпоху бронзы, в III тысячелетии до н.э. Наиболее развитой была северо-восточная часть Малой Азии. Здесь возник город Троя, укрепленный мощными каменными стенами. Троянцы возвели каменные дома и дворцы, проложили мощеные улицы. Троянцы хорошо владели искусством обработки металлов: было найдено несколько кладов с золотыми, серебряными и бронзовыми сосудами, с ювелирными украшениями тонкой работы. В XIII в. до н.э. город был захвачен ахейцами – греческим племенем, населявшим материковую Грецию, и сожжен. В первой половине II тысячелетия до н.э. на первое место выдвигается культура Крита – острова в южной части Эгейского моря. Резиденцией правителя Крита был Кнос, город близ северного побережья острова. Археологи нашли остатки домов и дворца. Дворец был многоэтажным, нижние этажи, лишенные окон, освещались с помощью узких двориков – световых колодцев, прорезавших здание сверху донизу. Помещения группировались вокруг центрального двора, вымощенного каменными плитами. На складах в глиняных бочках – пифосах хранились припасы. Жилые и парадные комнаты дворца были украшены росписями, отражающими жизнь его обитателей. На стенах длинного коридора изображено шествие данников, несущих дары правителю. В одной из комнат – общество нарядно одетых мужчин и женщин, любующихся каким-то зрелищем. Может быть, таким зрелищем были акробатические игры с быком, представленные в другом помещении: акробаты, юноши и девушки, вскакивают на спину несущегося быка, кувыркаются на нем. В росписях часто встречаются изображения растений и животных. Любимы были морские животные – рыбы, дельфины, моллюски. Фрески поражают живописностью, естественностью и достоверностью. На фрески похожи росписи глиняных ваз. Делали они и каменные сосуды с рельефами, изображающими борьбу или игры с быками. Это животное играло большую роль в жизни критян; возможно, в его облике критяне представляли божество. Почитали они и богиню-мать. В Кносе найдены статуэтки женщин со змеями – изображения богини или жриц. Критские города были разрушены в середине II тысячелетия до н.э. в результате извержения вулкана на острове Санторин в Эгейском море и землетрясения. Господство перешло к ахейцам. Ахейцы жили в городах-крепостях материковой Греции: Микенах, Тиринфе и др. Остатки их укреплений поражают мощными стенами из огромных камней. Ахейцы многому научились у критян, которых они, видимо, подчинили своей власти. В погребениях ахейских царей – глубоких шахтовых гробницах или каменных склепах – найдены изделия критских ремесленников – бронзовые кинжалы с инкрустированными золотом и серебром изображениями, золотые и серебряные вазы. Золотые маски, закрывавшие лица умерших и передававшие их внешность, были творениями микенских мастеров. Дворцы ахейских правителей были устроены иначе, чем критские: вместо двора в центре находилось помещение с очагом – мегарон. Но стены украшены росписями, похожими на критские. У критян научились микенцы изготовлять металлические вазы и расписывать глиняные.
б) искусство геометрического орнамента;
Ахейцы были сильным, воинственным народом. Но их могуществу положили конец племена дорийских греков. Доряне в культурном отношении стояли ниже ахейцев. Но они умели делать оружие из железа, и это помогло им одолеть ахейцев, располагавших бронзовым оружием. Города сменились бедными селениями. Культура конца II – начала I тысячелетия до н.э. оказалась отброшенной назад по сравнению с культурой II тысячелетия. События микенского времени остались в памяти греков I тысячелетия до н.э. в виде мифов – легенд о богах и героях. Искусство гомеровского периода складывалось постепенно. Древнейшие его памятники – глиняные вазы XI-VIII вв. до н.э., украшенные геометрическими узорами и геометризированными фигурками людей, животных.
в) искусство эпохи архаики;
В VIII-VI вв. до н.э. появляются каменные статуи. Спортивные состязания были праздниками. В честь победителей ставились статуи. Так возник самый распространенный тип статуи – стоящий юноша-атлет (курос). Первые статуи конца VII – начала VI в. до н.э., отличались неподвижностью, они как бы застыли в напряженных позах. Уже в этих ранних скульптурах греки стремились передать красоту обнаженного тела, сильного, пропорционально сложенного. Образ прекрасного и доблестного человека лежит в основе искусства. Были распространены статуи девушек – кор – в нарядных одеждах. Лица кор оживлены легкой улыбкой. Человечность характерна и для архитектуры. Греки не старались строить храмы грандиозными, подавляющими человека. Они стремились к тому, чтобы здания были соразмерны людям, чтобы человек рядом с ними чувствовал себя значительным и сильным. Греки выработали особую систему – ордер – установленное, математически точное соотношение несущих и несомых частей здания. Различаются три ордера – дорический, ионический и коринфский. Первые храмы были построены в дорическом ордере. Эти храмы построены в виде периптера – здания, окруженного колоннадой. Фризы храмов украшались рельефами; рельефы или статуи помещались и на фронтонах – плоских треугольниках, образованных двускатной кровлей на торцовых сторонах храма. На фризах храмов VI в. до н.э. изображались подвиги Геракла и Тесея, мифические чудовища. Фигуры плоски, непропорциональны, движения угловаты, неестественны. К концу VI в. до н.э. был достигнут успех в этом отношении. Сражающиеся воины на фронтоне храма Афины Афайи на острове Эгина (ок. 500 до н.э.) представлены в движении. Правда, скованность и застылость еще не преодолены полностью. Высокого развития достигла живопись. Но фрески и картины, писавшиеся на деревянных досках, до нас не дошли. Представление о живописных картинах дают изображения на глиняных вазах. В VI в. до н.э. вазы расписывались силуэтными изображениями, нанесенными черным лаком на оранжевую поверхность. Такие вазы назывались чернофигурными. На многих вазах сохранились подписи мастеров. Крупным мастером второй половины VI в. до н.э. был Эксекий. Известна расписанная им чаша для питья – килик, на которой изображен плывущий по морю в лодке бог вина Дионис. На амфоре – вазе для вина – работы Андокида изображен Геракл, похищающий трехглавого пса Цербера – стража подземного царства. В конце VI в. до н.э. распространился новый прием: фигуры оставлялись цвета глины, а фон покрывался черным лаком. Такие вазы назывались краснофигурными. Стали изображаться сцены из повседневной жизни. Так, Евфроний на большой вазе – кратере – представил готовящихся к состязаниям атлетов (ок. 500 до н.э.).
Реферат опубликован: 20/08/2006