Страница: 7/15
б) организация власти;
К VI в. до н.э. сложился “ликургов строй”. Во главе государства – два архагета. Власть архагетов была наследственной, что, однако, не делало её прочной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звёздам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены. Иногда они смещались и без этой процедуры. Но в целом положение архагетов было почётным. Они получали большую часть военной добычи, совершали жертвоприношения, входили в состав совета старейшин, осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины. Первоначально наиболее полной была военная власть архагетов. Им подчинялось войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти. Однако в дальнейшем их военные полномочия были ограничены. В состав герусии (совет старейшин) входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов. В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нём председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Голосование проводилось криком, а в спорных случаях участники собрания расходились в разные стороны. Созыв народного собрания производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д. Эфоры появились с VIII в. до н.э. Пять эфоров избирались из “достойных” на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов. Первоначально эфоры считались помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров возросла. Они поставили под свой контроль архагетов – в походе их сопровождали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией они могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения. К ним перешло руководство внешними сношениями и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью должностных лиц. Деятельность эфоров не контролировалась – они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчёркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол.
в) воспитание и образование.
Воспитание осуществляло государство, оно преследовало задачу – готовить из детей воинов, стойких и закалённых. С 7 лет мальчики помещались в государственные воспитательные учреждения, называемые агеллами, где воспитывались и обучались до 18 лет. Руководителем назначался известный властям человек (педоном). Особое внимание обращалось на физическое воспитание подростков: их закаляли, приучали переносить холод, голод и жажду, выносить боль. Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. Юных спартиатов учили бегать, прыгать, метать диск и копьё, бороться, пользоваться приёмами рукопашного боя. К физическому воспитанию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы. Музыка и пение носили боевой, воинственный характер. Что касается чтения и письма, то дети учились только самому необходимому. Особой задачей было воспитание у молодых людей презрения, безжалостности к рабам. Они принимали участие в “криптиях”, т.е. ночных облавах на рабов, когда отряд молодых спартиатов оцеплял какой-либо городской квартал или район вне города и убивал любого раба-илота. Нравственное и политическое воспитание давалось во время бесед государственных руководителей с молодёжью, которой они рассказывали о стойкости и мужестве предков в борьбе с врагами, о героях. Детей приучали к чёткости и краткости ответов (“лаконическая речь”). Юноши 18-20 лет переводились в группу эфебов и несли военную службу. Большое внимание было обращено на военное и физическое воспитание девушек.
Реферат опубликован: 20/08/2006