Страница: 12/15
г) искусство классики;
В архитектуре совершенствуется тип храма, устанавливаются окончательно пропорции ордеров. Около 460 г. до н.э. в Олимпии был построен дорический храм в честь Зевса. На главном, восточном фронтоне изображена сцена из мифа, рассказывающая о состязании на колесницах между героями Пелопсом и Эномаем. Многочисленные скульпторы работали в V в. до н.э. Среди них выделяются Мирон, Поликлет и Фидий. Мирон окончательно преодолел застылость и неподвижность форм. В середине V в. до н.э. он создал статую Дискобола – юноши, бросающего диск. Бронзовая статуя Мирона не сохранилась. Поликлет изображал стоящего человека. Славой пользовалась его статуя Дорифора (копьеносца) (ок. 440 до н.э.). Поза юноши, слегка согнувшего одну ногу и опирающегося на другую, проста и естественна. Поликлет строил свои скульптуры по разработанной им системе математически точного соотношения частей тела. Центром культурной и художественной жизни V в. до н.э. были Афины. Вождем афинской демократии в середине V в. до н.э. был Перикл. Сохранился скульптурный портрет Перикла работы Кресилая. Греки не стремились воспроизвести в портрете индивидуальные черты. Кресилай создал идеальный образ. Памятником могущества Афин стал ансамбль афинского кремля – Акрополя. Лучшие архитекторы и скульпторы трудились над его возведением. Руководил же Фидий. Украшенный колоннадой вход – Пропилеи – ведет на Акрополь. В центре Акрополя возвышается Парфенон (447 – 438 гг. до н.э.) – дорический храм богине Афине Парфенос (Афине-Деве) – покровительнице города. Его строители Иктин и Калликрат ввели и элементы ионического ордера. Скульптурный декор Парфенона был создан под руководством Фидия. На рельефах фриза он изобразил шествие в день праздника богини Афины – Великих Панафиней. На длинной, около 160 метров, ленте фриза расположено более 500 фигур людей и животных, и не одна не повторяет другую. Фронтонные скульптуры Парфенона дошли до нас в обломках. На восточном фронтоне Фидий изобразил миф о рождении богини Афины в присутствии других богов Олимпа. Особенно хороша статуя отдыхающего бога Диониса. К числу лучших творений Фидия принадлежит группа трех богинь, расположенная в правой части фронтона. Великолепно переданы свободные и естественные позы, тонкие одежды богини. Для Парфенона Фидий создал колоссальную, высотой 12 метров, статую богини Афины Парфенос из золота и слоновой кости (442 – 432 до н.э.). Она не сохранилась. Не сохранилась и самая прославленная работа Фидия – 14-метровая статуя Зевса, сделанная также из золота и слоновой кости для храма в Олимпии. Кроме Парфенона на Акрополе были возведены и другие храмы. Храм Нике Аптерос (Афины-Победительницы) построен в 449 – ок. 420 гг. до н.э. Калликратом в ионическом ордере близ входа на Акрополь. В ионическом ордере был построен и Эрехтейон – третий храм Акрополя (конец V в. до н.э.). Его черты – асимметрия плана и портик, в котором колонны заменены фигурами девушек – кариатидами, поддерживающими перекрытие. К высшим достижениям архитектуры относятся театры. Эти открытые сооружения с поднимающимися ступенями – сиденьями для зрителей – отличались прекрасной акустикой. Знаменит был театр в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим в IV в. до н.э. В конце V в. до н.э. начинается период кризиса полисов. Величаво-возвышенное искусство V в., прославляющее героя-гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания. Скульптор первой половины IV в. до н.э. Скопас изображает раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Славилась его статуя Менады, спутницы бога вина Диониса, несущейся в неистовой, хмельной пляске. По-новому стали изображать богов. В статуях скульптора IV в. до н.э. Праксителя боги, утратив величие и мощь, приобретали черты земной, человеческой красоты. Бога Гермеса он изобразил отдыхающим после пути. На руках у бога младенец Дионис, которого он забавляет виноградной кистью. Скульптор второй половины IV в. до н.э. Лисипп создал новый образ юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а усталость и взволнованность после состязаний.
д) искусство эпохи эллинизма.
Эллинистическому искусству свойствен интерес к личности конкретного человека, к событиям повседневной жизни. Появляются портреты, передающие индивидуальные черты людей: царей, воинов, философов и поэтов. Распространяются жанровые скульптуры, украшавшие дома и сады богатых граждан, такие, как статуя мальчика с гусем скульптора Боэфа ( II в. до н.э.). Эллинистическое искусство призвано было прославлять победы царей. Характерна для этого периода статуя богини победы Нике Самофракийской (II в. до н.э.). В Пергаме, государстве Малой Азии, в 180 году до н.э. был сооружен алтарь Зевса – мраморный помост для жертвоприношений, увенчанный колоннадой и украшенный рельефным фризом. Сюжет фриза – битва богов с гигантами, сыновьями богини Земли Геи. Боги атакуют и повергают гигантов – чудовищ с человеческим туловищем, но со змеями вместо ног. Существовали и другие произведения, сохранившие красоту и ясность классических образов. Такова статуя Афродиты Милосской, созданная скульптором Александром ок. 120 г. до н.э. Некоторые произведения выражают идею неотвратимости наказания, посланного богами. Прославленная скульптурная группа изображает Лаокоона и двух его сыновей, погибающих от укусов змей. Этому наказанию Лаокоон, жрец бога Аполлона, был подвергнут за то, что он осмелился противиться воле богов, обрекших на гибель его родной город Трою. Эта сцена была создана скульпторами Атенодором, Полидором и Агесандром в I в. до н.э. Искусство эпохи эллинизма завершает долгий путь развития древнегреческого искусства.
Реферат опубликован: 20/08/2006