Страница: 2/9
Очень важную роль играет и христианская теология. Прежде всего, Ветхозаветное описание райского сада—Эдема. Адам до грехопадения был садовником, работал и наслаждался дивным садом, но и после изгнания добывал хлеб от земли. Соответственно, согласно христианской традиции, садоводство—один из чистейших и божественных видов деятельности, доступных человеку. Это попытка вернуться в рай, воссоздать его приблизиться к Богу.
Такая концепция появилась в средние века, в монастырских садах. Возделывая эти сады, монахи проводили время в размышлениях и созерцании мира, соединяя пользу и духовную жизнь. Эти сады появились в Англии после нормандского завоевания (1066г.). В CUI и CUII веках монастырские сады испытывали ренессансное влияние. Позже, в CUII-CUIII веках на месте монастырских садов расположились парки нового времени, оставив лишь монастырские постройки и полностью уничтожив средневековый сад.
Так же происходило и со средневековыми феодальными замками, на месте которых или по схеме которых строились теперь загородные резиденции, усадьбы.
3. Итак, как уже говорилось выше, в CUIII веке владельцы поместий решили воплотить мечту о земном рае в реальность. Происходит так называемая «Великая революция во вкусе». Её основными факторами являлись: любовь к природе, Восстание против формальности, романтизм и открытие новых территорий, а именно китайское и японское влияние. Целью стало создание идеального места пребывания.
Чтобы создать идеал, использовали, заимствованные из разных источников идеи. Идеи черпались из философии, политики, искусства, науки и даже экономики. Как считают Н.Певзнер, Дж.Д.Хант, Р.Паульсон, М.Баридон, пейзажный парк обязан своим рождением отнюдь не профессиональным садоводам и архитекторам, но литераторам, философам и знатокам искусства, то есть своего рода английским «гуманистам» CUIII века. И в дальнейшем большинство устроителей парков в Англии были теоретиками, причем на раннем этапе развития нового стиля теоретические рассуждения одних и тех же авторов оказывались намного радикальнее их практической деятельности. Пейзажный парк—явление чисто философского порядка, как, впрочем, и любой другой садовый стиль, поскольку сад всегда отражает представления определенной эпохи о мире в целом. В таком случае наметившееся на рубеже CUII-CUIII веков радикальное изменение вкуса в области паркостроения свидетельствует о том, что эти представления изменились. Все очевидные внешние различия между французским и английским парками являются следствием или отражением того, что картезианское восприятие мира как устойчивой системы, в которую включено все сущее, и в том числе воспринимающий ее человек, уступило место взгляду на мир со стороны, как на картину. Таким образом, садовод должен быть в первую очередь художником- пейзажистом. Один из многочисленных поэтических примеров—строки из знаменитой поэмы Ж.Делиля «Сады»: «Ведь каждый сад—пейзаж, и он не повторим, / Он скромен иль богат—равно любуюсь им. / Художниками быть пристало садоводам!».
Пейзажная живопись CUII века (прежде всего пейзажи Лоррена, Пуссена и С. Розы) была едва ли не основным источником вдохновения, а нередко и «цитатником» для устроителей пейзажных парков. Сооружение парков никогда не начиналось с умозрительного архитектурного плана, то есть создания системы, что было единственно возможным решением для предыдущей эпохи. Общая структура представляла собой совокупность отдельных видов, обычно программно связанных между собой, каждый из которых садовод сочинял как законченную картину, делая предварительные графические наброски или акварельные эскизы. В восприятии посетителя набор отдельных видов складывался в единый целостный образ сада. Важную роль здесь играет то, что важнейшим источником формирования философии пейзажного парка были метод и достижения новой эмпирической науки, которую активно распространяло Английское Королевское общество по всему миру. Новые ученые-эмпирики были яростными противниками картезианства.
Реферат опубликован: 8/07/2006