Страница: 4/9
Но если сад, или парк, отражал в себе идеи античности и палладианства, то архитектура зачастую была представлена отнюдь не в классическом стиле.
Характерным примером может стать знаменитая загородная усадьба «Строберри Хилл», построенная Горацием Уолполом в неоготическом стиле.
Предполагалось, что планировка ренессансных палаццо и виллы, особняка и усадебного дома в духе классицизма должна быть «правильной», регулярной, с симметричными, четкими, прямоугольными контурами. Как уже не раз говорилось выше, регулярность и картезианское восприятие мира были «врагами» для нового идеального мира, мира гармонии и меланхолического спокойствия. Обращение к готике как к возвышенному старинному идеалу давало свободу, допускало асимметрию и живописность композиции, присущие зодчеству средневековья. Можно было планировать дом так, как хотелось и как того требовало функциональное устройство здания.
Гораций Уолпол так сказал об этом: «Я собираюсь построить маленький готический замок… Греческий стиль годится только для величественных и общественных зданий. Колонны и все замечательные классические орнаменты выглядят смешно, если украшать ими дом размером с комод или творожный торт. Разнообразия никакого, и не допускаются никакие приятные неправильности». Личный вкус каждого уважался и был поставлен выше общепринятой архитектурной формы. «Ну и что, коль скоро кому-нибудь хочется покрыть сумраком аббатств и соборов собственное жилище…тогда сад, наоборот, должен передавать не что иное, как солнечность и веселье природы».[3]
Строберри Хилл состоит из нескольких узнаваемых средневековых построек различных типов. Один фасад напоминает каменный готический дом горожанина CIU-CU века. Другой представляет собой стену готического собора, с характерными вынесенными вперед опорами, контрфорсами, большими стрельчатыми окнами и пристройками, похожими на часовни. Два сходящихся под углом корпуса объединяет высокая башня с зубцами и приставленной к ней остроконечной башенкой.
После создания усадебного дома в Строберри Хилл мода на жилища в средневековом, неоготическом стиле охватила Англию и не только её. По всей Европе неоготические тенденции в построении усадеб и вилл были неотъемлемой частью паркового искусства. И даже в далекой России были построены такие замечательные памятники садово-парковой архитектуры в неоготическом стиле как Царицыно, Петровский дворец в Москве, Гатчина и десятки других построек.
4. Стилей садово-паркового искусства как таковых не существует. Есть общая концепция, общие эстетические идеалы и характерные черты, о которых говорилось в предыдущем разделе. Пейзажный парк был в CUIII веке территорией экспериментов: здесь ломались традиционные представления об иерархии стилей и жанров архитектуры. Это своего рода «театр» с разнообразными сценами—китайские ворота, голландская ветряная мельница, минарет, итальянский виноградник, лес надгробий и т.д. Все это может по-разному располагаться и соседствовать рядом друг с другом. При этом эти вещи не выглядят эклектично, прогулка по парку сопровождается неожиданной сменой настроений, сменой картин. Сооружения в разных стилях превращают её в воображаемое «большое путешествие».
Безусловно, что это рождение нового стиля, а не отказ от него и переход к дикой природе. «Естественная природа», термин, так широко употребляемый в эпоху расцвета паркового строительства,—не означает дикая, необузданная, запущенная. Это специально придуманная схема насаждения тенистых аллей, зеленых лужаек и полян, «свободно» растущие и представляющие собой яркие, сочные живописные пятна в общей концепции построения парка группировки деревьев и кустарников. Специально создаются или сохраняются ущелья, холмы и долины, вместо золотых фонтанов «строятся» водопады и ручьи. Но все-таки «природность» пейзажных парков CUIII века—все тот же «стиль» и условность художественного символа.
Реферат опубликован: 8/07/2006