Страница: 5/12
«В действительности, жена Игоря Смирнова Вартануш Еремеевна Мнацаканова была дочерью богатого армянина. Ее отец имел плантации табака, хотя жил аскетически скромно и так же воспитывал своих детей», - рассказывала Ольга Игоревна Смирнова. Молодые жили и работали на его земле. В 1928 году у дедушки все отняли».
Вместе со своей семьей, женой и сыном Георгием в 1926 году он переезжает в Ростов-на-Дону, любимый город своего детства и юности. В проектном бюро СКОПСа при Управлении Северо-Кавказской железной дороги Смирнов занимает должность архитектора. По линии Северо-Кавказского округа путей сообщения (вероятно, так расшифровывается аббревиатура СКОПС) он много ездит по стране, принимает участие в проектировании гражданских зданий в Сталинграде (Волгограде), Таганроге, Сочи, Макопсе, и, конечно, в Ростове-на-Дону.
Отдельные ростовские страницы деятельности Игоря Петровича Смирнова рассматриваются в настоящей работе.
В фондах Ростовского областного музея краеведения2 хранится иллюстрированное Приложение к газете «Молот» за 7 ноября 1928 года.
На странице 4 под лозунгом: «Да здравствует нерушимый союз всех народов СССР, строящих социализм! помещены фотографии грандиозных строек Северо-Кавказского края, центром которых был в 20-х годах Ростов-на-Дону. Это новая электростанция в Армавире, строительство гидростанции в Осетии, сельскохозяйственные работы в Кабарде, в колхозе «Молния» в станице Хомутовской. А внизу под лозунгом: «Да здравствует культурная революция!» – грандиозное сооружение в Ростове-на-Дону: Дворец Труда имени Ленина в Ленгородке. Дворец Труда задумывался как здание-памятник, здание-монумент, имеющее большое градостроительное значение. Вертикаль Рабочего Дворца задумывалась как важнейшая градостроительная доминанта, обращенная в пространство города и играющая роль пространственной связи городка железнодорожников с самим городом.
В Ростове в период XIX - начала XX вв. сложилась развитая система вертикалей культовых зданий. Вертикаль Дворца Труда, поставленного на Базарной площади Ленгородка вплотную возле церкви, явилась новым ориентиром в системе целого района города, символом, олицетворяющим новую эпоху. Традиционный градостроительный прием наполнялся новым идейным содержанием. /Фото из газ. Молот.- 1928/
В семье О.И. Смирновой хранится документ, подтверждающий участие И.П. Смирнова в проектировании Дворца Труда им. Ленина. Это справка, выданная 28.10.1927 года за N 344 Управлением строительных и ремонтных работ Северо-Кавказской железной дороги «помощнику архитектора по постройке Дворца Труда т. Смирнову И.П. в том, что он за время службы его в Проектировочном бюро Дворца Труда получил жалованье с 22 декабря 1926 года по 1 мая 1927 — по 250 рублей в месяц = 1072.92. Справка выдана на предмет обложения подоходным налогом». (Копия прилагается).
К сожалению, на сегодня это единственный документ, подтверждающий участие Игоря Петровича в проектировании этого интересного градостроительного объекта. В Государственном архиве Ростовской области хранятся дела из 10 томов по строительству Лендворца (так сейчас называют это здание ростовчане) и нигде не упоминается имя И.П. Смирнова. Лишь в одном из дел ростовский архитектор Артур Георгиевич Токарев, профессионально изучающий историю архитектуры Ростова 20-30-х годов, нашел краткие сведения такого рода: "И.П. Смирнов, сотрудник СКОПС и он же техник жилсоюза 1928 и 1929 годов"4.
Знакомство с историей строительства Дворца Труда в Ленгородке по одноименной статье А.Г. Токарева)5 и сопоставление ее с вышеприведенным документом (Справкой от 28.10.1927 за № 344) показывает, что И.П. Смирнов был приглашен для участия в проектировании уникального здания архитектором Л.Ф. Эбергом, под именем которого здание и вошло в историю архитектуры Ростова после того, как были отстранены от дел другие ростовские архитекторы, разработчики проекта здания, а именно: Г.Н. Васильев, А. Маркелов, М. Кондратьев, Н. Мельников. «В фондах ГАРО сохранились документы, позволяющие составить представление о проекте Кондратьева-Маркелова, – пишет А.Г. Токарев5. – Несмотря на то, что в соавторах проекта числятся Маркелов и Мельников, судя по документам, в основном разработкой проекта занимался Кондратьев. Кроме некоторых текстовых документов, сохранились варианты генерального плана, поэтажные планы, проект фасадов и башни Дворца Труда. Генеральный план Дворца Труда (в том числе и контур здания), на котором стоит дата 4 июня 1926 года, полностью соответствует осуществленному впоследствии варианту»5.
Реферат опубликован: 18/05/2008