Страница: 7/12
В этой записке, написанной в 1934 году виден и характер, и смелость, которая была нужна ее автору, чтобы в такое сложное время думать о любимом деле и совсем не думать о себе.
Игорь Петрович остался на строительстве театра. Однако, пролистав уникальную книгу 1935 года выпуска7, которая рассказывает о тех, кто строил это здание, мы не встретим здесь имя И.П. Смирнова. Зато на отдельных листах помещены фотографии партийных деятелей Азово-Черноморского края, при которых велось строительство театра: секретаря Азово-Черноморского краевого комитета ВКП/б/ М.М. Малинова, председателя Азово-Черноморского крайисполкома В.Ф. Ларина; отдельные очерки в книге рассказывают о людях стройки: лучшей мотористке на строительстве театра Мили Зеньковской /с. 78-83/, стороже товарище Явно и начальнике стройки Стамблере, высококвалифицированных столярах отце и сыне Синчиных, каменотесе Шилякове и др. строителях новой жизни. Не должно было быть на советской стройке людей с таким происхождением как Игорь Смирнов. Однако, труд его, голова, знания были нужны, но сам он был обязан затеряться во времени.
Наверное, такие горькие мысли приходили в голову Игорю Петровичу тогда, когда в Ростове 29 ноября 1935 года состоялось открытие театра.
«Это был настоящий народный праздник. Допоздна по ярко освещенной площади двигались бесконечные колонны демонстрантов. В праздновании участвовали не только многие тысячи жителей Ростова, но и делегации других городов, совхозов и колхозов»9.
Тем не менее творческие результаты были налицо. И в 1935 году Игорь Петрович становится членом Ростовского областного отделения Союза Советских архитекторов. Работает он не только в Ростове, его приглашают и в другие города страны. См.: проект спального корпуса для Дома отдыха в Макопсе (Краснодарский край 1936).
А в Ростове он проектирует вокзал Сельмаш.
5 сентября 1937 года газета «Молот» восторженно писала: «Это — новый вокзал, выстроенный по специальному решению правительства для нужд рабочих, завода и вступивший вчера в нормальную эксплуатацию .»
В статье налицо штрихи сталинской эпохи: дорога носит имя Ворошилова, а в тексте - попытки указать на врагов народа, которые мешают строить новую жизнь. Оказывается, что "Сотни рабочих завода, живущих в окрестностях Ростова и его пригородах вынуждены были ожидать поезда под открытым небом . Многочисленные требования рабочих построить помещение для ожидания поездов попадали в руки троцкистско-бухаринских бандитов, орудовавших на заводе и, естественно, оставались без ответа. Только после разоблачения и разгрома презренных агентов японо-германского фашизма заявления рабочих увидели свет, попали в Москву и были удовлетворены. Правительство Союза обязало НКПС быстро выстроить в поселке Сельмаш просторный, светлый культурный вокзал и отпустило для этого свыше 500 тысяч рублей. И вот уже готово вокзальное здание новой станции Сельмаш, выстроенное по проекту архитектора Смирнова за 9 месяцев. Как по своему внешнему виду, так и по внутренней отделке и оборудованию новый вокзал не имеет себе равных на дороге имени Ворошилова»10.
Любопытен и весьма современен такой штрих: «Кажется невероятным факт, что за день до открытия станции заводоуправление Сельмаша распорядилось выключить здесь свет. Между тем вокзал предназначен, главным образом для
нужд завода, и в интересах заводоуправления было помочь построить его поскорее и получше»10.
Нельзя не отметить, что эта статья - единственное доказательство в литературе о факте архитектурного творчества И. П. Смирнова.
Но вернемся к страницам его биографии . В свободное время Игорь Петрович увлекается спортом, в частности хоккеем и большим теннисом /фото/, создает женскую команду хоккея на траве. Участвует в краевых и всесоюзных соревнованиях по теннису, занимая призовые места в командных и личных соревнованиях. Он входил с пятерку сильнейших теннисистов края. В семье О.И. Смирновой хранятся несколько документов и множество фотографий, рассказывающих о спортивных увлечениях отца. Интерес к спорту побуждает Игоря Петровича к проектированию спортивных сооружений в городе. Так, например, по его инициативе были запроектированы и построены площадки и здания стадиона «Буревестник» в Рабочем городке за Комсомольской площадью (на фотографии: 1939 год).
Реферат опубликован: 18/05/2008