Страница: 2/7
На территории Кремля существовали довольно высокие дома, срубленные из сосновых бревен, которые топились по-черному. В крепости располагались и церкви, в частности, существовала церковь Иоанна Предтечи, которую более поздние источники называют “первой в Москве”.
В летописи второй половины ХII и первой половины ХIII в. упоминаются такие исторические события: в 1177 г. рязанский князь Глеб осенью “сжег весь градро и села”, а в 1207 г. в Москве собирались рати Всеволода Большое Гнездо перед походом на Чернигов.
После смерти Всеволода между его наследниками возникли распри из-за владения Москвой, и в связи с этим летопись впервые употребила понятие “москвичи”. О нашествии Батыя в декабре 1237 г., а по Тверской летописи — в феврале 1238 г., сказано, что татары “град и церкви святые огню и монастыри все и села пожгли и, много именья взявши ушли”.
После этого события за весь ХIII в. сведения о Москве и Кремле очень скудны. Князь Александр Невский в 1263 г. завещал Москву своему младшему сыну Даниилу, который с 1282 по 1303 г. здесь княжил и жил и значительно расширил территорию своих владений. В 1293 г. монголы под предводительством хана Дудени разорили Москву. В 1305 и 1307 гг. москвичи успешно отбили нападение тверского князя Михаила.
Чуть больше известий сохранилось о Москве времен Ивана Калиты. В 1339 г. по заданию князя были возведены укрепления “в едином дубу”, т.е. только из дуба. Воскресенская летопись отмечает очень быстрое окончание строительства этих укреплений: в ноябре 25 заложили и “кончаша тое же зимы на весну в великое говение”. Но об этой постройке, к сожалению, известно так же мало, как и о других деревянных сооружениях Кремля. Они простояли до 1367 г., когда постепенно были заменены каменными. При возведении Большого Кремлевского дворца были обнаружены фрагменты этих укреплений. Известно также, что Кремль при Иване Калите был несколько расширен в напольную сторону (в сторону теперешней Красной площади).
Пожары, войны не способствовали сохранению произведений прикладного искусства и живописи ХII — первой половины ХIV в. и несколько икон, сохранившихся от этого времени, являются поистине бесценными.
ПАМЯТНИКИ
БЕЛОКАМЕННОГО КРЕМЛЯ ХIV — ХV ВЕКОВ
Из летописных источников известно, что московский князь Иван Калита и митрополит Петр построили в Кремле соборы: Успенский в 1326 г., Архангельский в 1333 г., Спаса “на Бору” в 1330 г., Иоанна Лествичника в 1329 г. Из всех них только собор Спаса “на Бору” считался дошедшим до наших дней, все другие были разобраны и заменены новыми еще в ХV в.
От времени после нашествия татаро-монголов в 1237 — 38 гг. до строительства в Кремле при Иване III а конце XV в., т. е. почти за 250 лет, на Руси сохранилось всего несколько каменных зданий.
Собор Спаса “на Бору” был перестроен дважды: в 1527 г. и еще раз после пожара в 1554 г. Сильно обветшавший в конце ХVIII в., он был разобран и вновь выложен из кирпича под наблюдением архитектора М. Ф. Казакова в формах ХVI в.
Археологические находки, найденные при реставрации Успенского собора, позволяют сблизить его облик в XIV в. с сооружениями древнего Владимира. Ведь известно, что строитель собора митрополит Петр прибыл в Москву из этого стольного города северно-восточной Руси ХII — ХIII вв. Кроме того, москвичи всегда обращали свои взоры к художественным традициям Владимирского княжества — своего политического предшественника.
Из летописей известно, что в 1344 г. Архангельский собор расписывали “русские писцы князя великого Семена Ивановича”, а главными среди них были Захарий, Иосиф, Николай.
Ничего, видимо, не сохранилось и от церкви Иоанна Лествичника. Летописи, отметив строительство в Кремле белокаменных храмов при Иване Калите, продолжавшееся семь - восемь лет, замолчали затем на несколько десятилетий. Лишь в 1365 г. упоминается о сооружении белокаменного собора Чудова монастыря, который в 1501 г. был перестроен полностью. Однако его глубокие белокаменные подвалы со сводами могли принадлежать первому собору, разобранному в 1929 г.
В 1367 г. в Кремле началось возведение белокаменных крепостных стен и башен взамен дубовых. По документам известно, что новые укрепления имели шесть проездных башен и три глухих, круглых, угловых. Стена ХIV в. имела ширину от одной до полутора саженей (2 - 3 м). Вдоль северной стены был вырыт довольно глубокий и широкий ров.
В 1925 г. архитектор Д. П. Сухов и искусствовед Н. Н. Померанцев обнаружили относительно хорошо сохранившуюся церковь Лазаря. Первоначально церковь Лазаря была деревянной, но в 1393 г. по заказу вдовы Дмитрия Донского на ее месте выстроили каменную — из белого камня. Тогда же церковь была переименована во имя Рождества богородицы. В 1473 г. она горела, а в 1480 г. ее своды обрушились. В 1514 г. по указу Ивана III зодчий Алевиз Фрязин перестроил храм. Древнюю белокаменную постройку он понизил и превратил в подклет, а над ним на уровне жилой части царского каменного дворца возвел кирпичный храм, также во имя Рождества богородицы. В 1680-х гг. церковь вновь перестроили и при этом входы в древнюю подклетную часть замуровали. В 1840-х гг. при постройке Большого Кремлевского дворца замурованный подклет Рождественской церкви обнаружили и решили в нем возобновить церковь и дать ей первоначальное наименование — Лазаревской, однако облик церкви снова изменился. Из записей в Троицкой летописи от 4 июня 1395 г. было известно, что церковь была расписана “Феофаном иконником Гречином философом да Семеном Черным и учениками их”, но от росписей ничего не сохранилось.
Реферат опубликован: 1/11/2007