Страница: 3/7
Сейчас это единственный памятник ХIV в. в Кремле, пример, дающий возможность в какой-то мере представить подлинную архитектуру белокаменной Москвы.
В конце ХIV в. Москва представляла, видимо, яркую и живописную панораму, а Кремль в ней являлся наиболее красивой частью. Летописец отметил, что “ . град Москва велик и чуден, и много людей в нем, кипяще богатством и славою, превзыде же вся грады в Русской земле честию многою”. Известно, что Феофан Грек, знаменитый художник того времени, в 1399 г. написал Москву на одной из стен в храме Архангела Михаила и в “камере” Владимира Андреевича Храброго, но до нашего времени эти изображения не дошли.
В ХV веке (до начала строительства при Иване III) в Кремле было возведено 15 белокаменных и кирпичных построек, среди которых были и жилые палаты. Все эти сооружения не сохранились; подавляющее большинство их было разобрано или перестроено в ХVI — ХVIII вв. Лишь по белокаменному подклету Благовещенского собора, открытому и реставрированному в 1950 г., можно представить себе архитектуру этого времени в Кремле.
Благовещенский белокаменный собор сменил своего деревянного предшественника не ранее 1397 г. и не позднее 1404 г. А в 1482 г. он был разобран до подклета.
От белокаменного Кремля ХIV — начала ХV в. сохранилось очень немного, однако найденные фрагменты, описания современников и летописные сведения позволяют представить его относительно правдоподобный облик.
До наших дней в Кремле сохранились фрагментарно только два белокаменных здания, не осталось ни одного памятника монументальной живописи, но произведения станковой живописи, особенно из Успенского и Благовещенского соборов, могут составить великолепную художественную галерею великолепных работ Андрея Рублева и Феофана Грека.
Произведения прикладного искусства, относящиеся к периоду превращения Кремля в резиденцию Великого княжества Московского, хранятся в Оружейной палате.
ПАМЯТНИКИ КРЕМЛЯ КОНЦА ХV — ХVII ВЕКА
С 1470-х гг. в Кремле начался более чем двухсотлетний период обогащения его монументальными сооружениями. В эту эпоху сложился ансамбль чарующей красоты, радующий нас и сейчас. Построенные тогда стены и башни, соборы, колокольня Ивана Великого, царский дворец составляют наиболее древнее и впечатляющее ядро современного Кремля.
Последняя четверть ХV в. знаменательна в истории Древней Руси многими событиями. Иван III, великий московский князь, практически покорил всех удельных князей, заставил их признать главенство Москвы во всех русских делах. Были приведены к повиновению Тверь и Новгород, а затем Псков и Рязань. Победа на Куликовом поле в 1380 г. над татарами способствовала ослаблению татаро-монгольского ига, а через столетие — его окончательному свержению. Восточная империя — Византия, павшая под ударами турок, обратилась к Московскому государству за помощью и скрепила это династическим союзом — браком принцессы Софьи с князем Иваном III.
Политические успехи Москвы, развитие органов государственного управления требовали создания новой представительной резиденции государства. В Кремле началась перестройка дворцов, соборов, крепостных стен и башен. Если считать 1472 г. — год закладки нового Успенского собора — началом, а 1516 г. — год окончания строительства кремлевских укреплений — концом строительного периода, то надо признать, что за жизнь одного поколения здесь был создан ансамбль, который, несмотря на все перестройки и утраты, остается величавым памятником своей эпохи.
Один из путешественников ХV в., венецианец Контарини, посетивший Москву в 1475 г., записал, что все сооружения города, “не исключая самой крепости, деревянные”. Трудно сказать, почему белокаменный Кремль Дмитрия Донского произвел на Контарини впечатление деревянного, может быть, он был вычинен деревом в тех местах, которые пострадали от военных действий или пожаров в течение более чем столетнего его существования. Во всяком случае, к концу ХV в. крепость нуждалась в обновлении. С 1485 г. начали постепенно заменять белокаменные оборонительные строения кирпичными. Для руководства строительными работами были приглашены из городов Северной Италии опытные архитекторы и строители.
Новые стены стали возводить, не разбирая старых и не изменяя их направления, а лишь несколько отступая от них наружу. Только в северо-восточной части, начиная от Спасской башни, стена была спрямлена, и тем самым территория крепости увеличилась. Протяженность укреплений стала более двух километров (2235 м), а площадь внутри стен составила 28 га.
Первой была сооружена Тайницкая башня. “ . Тою же весной 29 мая была заложена на Москве-реке стрельница у Шишковых ворот, а под него выведен тайник; строил же ее Антон Фрязин .” — записано об этом событии в Новгородской летописи под 1485 г. Через два года мастер Марко Фрязин заложил угловую Беклемишевскую башню, а в 1488 г. Антон Фрязин начал строить другую угловую башню со стороны реки Москвы — Свиблову (в 1633 г. ее переименовали в Водовзводную). По выражению Петра I, ее “сама натура зело укрепила”. К 1490 г. возвели Благовещенскую, Петровскую, первую и вторую Безымянные башни и стены между ними. Новые укрепления защитили в первую очередь южную сторону Кремля. Все, кто въезжал в Москву, видели их неприступность, и у них невольно зарождалась мысль о силе и мощи Московского государства.
Реферат опубликован: 1/11/2007