Страница: 3/5
Все действующие лица “Дворянского гнезда” целиком взяты из того времени, когда был написан роман, ни одно из них не обогнало своего века. Это замечание оказалось применимым к личностям Паншина и Лаврецкого. Но самым ярким его подтверждением является характер Лизаветы Михайловны Калитиной, “одной из самых грациозных личностей, когда-либо созданных Тургеневым”. Лиза – девушка, богато одаренная природой; в ней много свежей, неиспорченной жизни, в ней “все искренне, неподдельно”.
Воображение, настроенное с детства рассказами набожной, но неразвитой няньки, и свойственное каждой женской впечатлительной природе чувство получили полное преобладание над критической способностью ума. Не умея анализировать других, Лиза не может анализировать и собственной личности, считая это грехом. В жизни она отступает от всякой борьбы, с покорностью принимает любое несчастье, как справедливое наказание. “Мы были наказаны”, - говорит она Лаврецкому. Но “за что?” - она не может ответить, между тем убеждение ее настолько сильно, что Лиза признает себя виновной.
Говоря о воспитании Лизы, Тургенев дал нам ключ к объяснению как нравственной чистоты ее убеждений так и излишней строгости и односторонности ее взгляда на жизнь.
Как и в “Рудине”, в “Дворянском гнезде” ощутима жажда деятельности – и не ради собственного благополучия, даже не ради счастья. В конце романа мы слышим размышления Лаврецкого о “молодых силах”, вырастающих в усадьбе, где уже нет Лизы, о том, что им предстоит “дело делать, работать”.
Эти “молодые силы” появились в романе “Накануне”. Елену Стахову и Дмитрия Инсарова, главных героев произведения, Тургенев назвал “провозвестниками новой жизни”.
Елена - девушка с серьезным складом ума, с “энер-гической волей”, с гуманными стремлениями сердца. Она росла одна, без подруг, совершенно свободно. Елена рано приучила себя к самостоятельному размышлению, к сознательному взгляду на все окружающее. С годами в ней росло чувство сострадания о чужих несчастьях. Познакомившись с нищей девочкой по имени Катя, Елена прониклась любовью к ней, часто тайно встречалась в саду с ней, дарила подарки. После смерти Кати Елена стала презирать или, по крайней мере, равнодушно относиться к излишествам богатой жизни. Вскоре “вся душа Елены загорелась жаждою деятельного добра, и жажда эта стала не первый раз удовлетворяться обычными делами милосердия, какие возможны были для Елены,”- так писал Н.А.Добролюбов. “Нищие, голодные, бедные ее занимали, тревожили, мучили; она видела их во сне, расспрашивала о них всех своих знакомых”. Даже “все притесненные животные, худые дворовы собаки, осужденные на смерть котята, выпавшие из гнезда воробьи, даже насекомые и гады находили в Елене покровительство и защиту: она сама кормила их, не гнушалась ими”.
Пустых ласк и нежностей она не любила и не придавала значение словам без дела, уважала практически-полезную деятельность.
В неопределенности, бездействии при беспрерывном ожидании чего-то дожила Елена до двадцатого года своей жизни. Она осознает, что ее силы пропадают даром, что жизнь ее пуста.
Вскоре встречаются ей четыре человека, из которых один “привлекает к себе всю ее душу”.
Это болгарин Дмитрий Инсаров, питающий в душе страстное желание освободить свою родину, этой мысли он предается полностью. Он не может представить себя отдельно от родины. Как писал Н.А.Добролюбов: “Он также живет накануне великого дня свободы своей родины, в котором существо его озарится сознанием счастия, жизнь наполнится и будет уже настоящей жизнью”.
Реферат опубликован: 3/04/2006