Страница: 4/5
Любовь к свободе у Инсарова не в сердце, не в рассудке, не в воображении: она у него во всем организме, слилась с ним в одно целое. Поэтому при всей обыкновенности своих способностей, при отсутствии блеска в своей натуре, он стоит намного выше, чем блестящий Шубин и умный Берсенев, хотя оба они тоже люди благородные и любящие. Елена пишет в своем дневнике: “Андрей Петрович, может быть, ученее его (Инсарова), может быть даже умнее . Но, я не знаю, - он перед ним такой маленький”.
Все обаяние Инсарова заключается в величии и святости той идеи, которой проникнуто все его существо. Елена, жаждущая деятельного добра, но не знающая, как его делать, мгновенно поражается, еще не видевши Инсарова, рассказом о его замыслах. “Освободить свою родину, - говорит она, - эти слова и выговорить страшно - так они велики”. И она чувствует, что слово ее сердца наконец найдено, что она удовлетворена, что выше этой цели нельзя поставить себе и что на всю ее будущую жизнь хватит деятельного содержания, если она пойдет за этим человеком.
На вопрос Елены, отомстил ли он убийце своего отца, Инсаров отвечает: “Я не искал его. Я не искал его не потому, чтобы я не могу убить его, - я бы очень спокойно убил его, - но потому, что тут не до частной мести, когда дело идет об освобождении народа. Одно помешало бы другому. В свое время и то не уйдет”. Именно в этой любви к общему делу, в этом предчувствии его и заключается великое превосходство болгара Инсарова перед многими русскими героями.
После смерти мужа (Инсарова) Елена не могла уже вернуться в Россию, она поняла другую жизнь. “Вернуться в Россию? Зачем? Что делать в России?” - написала она матери и отправилась в Зару.
Автор предпочел лучше оставить ее судьбу в неизвестности, чем вернуть ее под родительский кров и заставить доживать последние дни в одиночестве.
В 1862 году был написан роман “Отцы и дети”. Он сразу же стал предметом ожесточенных споров, приобрел мировую известность. Скорее всего это произошло из-за того, что “чуткая рука художника нащупала больное место общества, обнажила явление, бессознательно волновавшее всех, но еще никем не формулированное ясно”. Этот роман ввел в круг “вечных образов” литературы еще один - Евгения Базарова.
Тургенев писал портрет поразившего его человека с возможной объективностью; Базаров заинтересовал его, побудил к творчеству, но не вызвал в нем родственных, сочувственных отзвуков. “Вот образ молодого поколения с его плюсами и минусами”, - говорил Тургенев читателю.
Базаров - человек сильный по уму и по характеру, составляет центр всего романа. Он - представитель молодого поколения того времени.
В университете Евгений содержал себя сам, жизнь была бедная, тяжелая. Из этой школы труда и лишений Базаров вышел человеком сильным и суровым. Прослушанный им курс естественных и медицинских наук развил его природный ум и отучил его принимать на веру какие-либо понятия и убеждения. Опыт стал для него единственным источником познания, личное ощущение - единственным и последним убедительным доказательством. Он признает только то, что можно потрогать руками, увидеть глазами. Все человеческие чувства он сводит на деятельность нервной системы. Д.И.Писарев писал: “То, что восторженные юноши называют идеалом, для Базарова не существует; он все это называет “романтизмом”, а иногда вместо слова “романтизм” употребляет слово “вздор”.”
Базаров везде и во всем поступает только так, как ему хочется или кажется выгодным. Им не управляет никакой принцип, никакой нравственный закон. Базаров ни в ком не нуждается, никого не любит, никого не боится и поэтому никого не щадит.
Реферат опубликован: 3/04/2006