Страница: 17/22
Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.
Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.
Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.
Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.
В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.
Приведем констатирующий эксперимент в средней школы № 5 города Усть – Лабинска. В эксперименте участвуют ученицы 8 «а» класса с октября по декабрь 1999 года на уроках технологии.
Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности ученика либо а уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.
Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.
В подростковых классах проявление познавательных интересов не столь открыто, реакция учащихся бледна, однако обнаружить его с помощью наблюдения вполне возможно.
Показатели по которым можно наблюдать приведены в Приложении № 1.
Результаты наблюдений приведены в таблице № 1.
Таблица № 1.
№ п/п |
Фамилия Имя |
Готовность к уроку |
Активность на теоретической части урока |
Интерес к выполнению практического задания |
Количество выполненной работы |
1. |
Аулова Света |
Нет формы |
Низкая |
Не интересуется |
Не справилась с заданием |
2. |
Марченко Даша |
Готова |
Высокая |
Работает с увлечением |
Справилась с заданием |
3. |
Лиманская Лиза |
Готова |
Высокая |
Работает без интереса |
Задание выполнено не полностью |
4. |
Щепелева Юля |
Нет тетради |
Низкая |
Не интересуется |
Не справилась с заданием |
5. |
Гребениченко Юля |
Нет формы |
Высокая |
Работает с увлечением |
Справилась с заданием |
6. |
Луганская Наташа |
Готова |
Низкая |
Работает без интереса |
Задание выполнено не полностью |
7. |
Бабешко Света |
Готова |
Высокая |
Работает с увлечением |
Справилась с заданием |
8. |
Булдакова Юля |
Нет ткани |
Низкая |
Не работает |
Не справилась с заданием |
9. |
|
Нет ткани |
Низкая |
Не работает |
Не справилась с заданием |
10. |
Катко Арина |
Готова |
Низкая |
Не интересуется |
Не справилась с заданием |
Реферат опубликован: 9/06/2006