Страница: 26/29
3. Вам предстоит выступить на международном симпозиуме по развитию космических исследований. Прослушайте летопись развития космонавтики и выберите те факты, которые вы включите в свой доклад (запишите некоторые из их на родном или изучаемом языке).
Заинтересовать учащихся прослушиванием текста и обеспечить его более полное понимание помогают следующие приемы: 1) учитель демонстрирует рисунок (серию рисунков, эпифильм) и просит учащихся высказать на родном языке свое мнение о действиях изображенных на них персонажей. Затем учащиеся аудируют рассказ и сравнивают его содержание со своими высказываниями; 2) по выписанным на доске заголовку, ключевым словам и выражениям учащиеся должны определить, о чем пойдет речь в тексте; 3) по ходу рассказа учитель задаст вопросы типа: «А что же было (будет) дальше?» «Как же он поступит?» «Чем кончится эта история?» И т. д.
Проверяя понимание прослушанного текста, учитель может предложить учащимся придумать рассказу другую концовку, оценить действия главного персонажа, ответить на вопрос, как бы они поступили на его месте. Активность слухового восприятия учащихся стимулируют задания соревновательного характера: 1) прослушайте текст и проставьте на листках бумаги номера предложений, соответствующих содержанию прослушанного текста (предложения выписаны на доску до прослушивания текста); 2) прослушайте текст и угадайте имена действующих персонажей (текст составлен но мотивам известных учащимся сказок, рассказов, фильмов, событий).
Существует реальная возможность формирования умений и (навыков устной речи на основе аудирования на занятиях кружка. Наиболее предпочтительными являются способы, которые создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказаться, обменяться мнениями, экономинчны по времени. Задания по прослушанному тексту должны быть творческими, отличными от тех, которые выполняются на уроке. Желательно, чтобы они имели проблемный характер, побуждали учащихся применять в ответах полученные ранее знания, ставили их перед необходимостью сравнивать, догадываться, искать решение в самом тексте. Названные задания выполняются учащимися с использованием лексико-се-мантических опор в виде таблиц или записей фактического и языкового материала на доске. В них содержатся план высказывания, ключевые слова и речевые образцы (законченные или незаконченные). Опоры служат не только речевой поддержкой, но и способствуют лучшему пониманию и запоминанию аудитивного материала.
Развитие умений и навыков устной речи на основе аудирования требует соответствующей целевой установки, Так, на одном занятии кружка учитель сообщает учащимся о том, как он собирается провести вечер, и просит их задавать ему вопросы с целью уточнения деталей. На другое занятие учитель приглашает старшеклассников с подготовленным рассказом о работе летом в составе учебно-производственной бригады, или о будущей профессии, или о летней поездке (экскурсии), а члены кружка расспрашивают своих старших товарищей. В старших классах рекомендуются целевые установки типа: «Я расскажу вам об одном интересном происшествии. Выскажите свое мнение о нем, пользуясь выписанными на карточки словами и речевыми образцами .» «Вчера в газете появилось сообщение о том, что . Как это могло произойти? Известны ли вам аналогичные случаи?» И т. д. Небольшой по объему аудитивный текст также может служить своего рода вступлением, настраивать учащихся на речевую деятельность, придавать ей мотивированный характер. В старших классах в качестве стимула целесообразно использовать политинформации и краткие сообщения о новинках литературы, кино, о любимых спортсменах, актерах, достижениях науки и техники, событиях в жизни школы, подготовленные самими учащимися.
Как известно, одним из самых трудных и занимательных средств, с помощью которых можно обучать аудированию, является прослушивание радиопередач. Далее приводится пример того, как школьники под руководством учителя (в рамках внеклассной работы) могут организовать выпуск радиопередач для своей школы.
С помощью радиопередач на изучаемом языке можно не только сообщить учащимся сведения, имеющие большое общеобразовательное и воспитательное значение, но и обеспечить прочное овладение языковым материалом, расширение потенциального лексического запаса, развитие языковой догадки, стимулировать речевую активность учащихся и их интерес к овладению предметом. Слушая радиопередачи, школьники знакомятся с образцовой выразительной речью дикторов, учатся понимать на слух иностранную речь в естественном темпе, сопровождаемую музыкой, различными шумовыми эффектами: звуками колес движущегося транспорта, шорохом листьев, журчанием ручья, пением птиц и т. д. Развитию навыков аудирования способствует дикторское чтение текста мужским и женским голосами разного тембра. В группу, ответственную за подготовку радиопередач на изучаемом языке, входят 5—10 учащихся старших классов, обладающих правильным произношением и хорошей дикцией. Каждому из них поручен свой раздел передачи, а именно: «Международные события», «Жизнь школы», «Знаменательные даты и праздники», «Выдающиеся люди», «Страна изучаемого языка», «Музыка и песни», «Поэзия», «Занимательная информация» и т. д. У каждой передачи должны быть двое ведущих, юноша и девушка с приятным тембром голоса. Отвечает за качество записи программ и их монтаж оператор, работающий с техническими средствами. Тексты передач и их сценарий составляет режиссер совместно с учителем иностранного языка. В составлении программ радиопередач могут быть частично использованы имеющиеся в школе учебные грампластинки, выпущенные к действующим учебникам иностранного языка, материалы из фонотеки и др.
Реферат опубликован: 3/08/2008