Военное воспитание в Спарте

Страница: 5/8

Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физических упражнений, преподаваемые детям в период государственного образования. Таким образом мы видим, что в спартанских гимназиях большого внимания ни наукам, ни искусству не уделялось. Однако это не дает право называть спартанцев «абсолютно безграмотными» по той причине, что они оказались невежественными только в тех областях знаний, которые не касались их военно-лагерного образа жизни. В области же воспитания силы тела и духа и других вопросах, связанных с военной политикой государства (куда спартанское правительство отнесло также граматику и музыку, полностью милитаризовав эти науки и подчинив их своим целям), спартанцев упрекнуть в невежественности нельзя.

***

§4. Женское воспитание в Спарте.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине,»[11]- эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми».[12] Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. И кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.

Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчиволся процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был прежде всего воином, но женщина, по традиции, рассматривалась как хранительница домашнего очага.

***

§5. Философы Древней Греции о физическом

воспитании как о главном аспекте военного воспитания.

Ознакомившись с системой воспитания в Спарте, рассмотрим теперь философские концепции древних, связанные с этим вопросом. Отличительной чертой спартанского воспитания является его узко военная направленность, которая подразумевает под собой прежде всего развитие физических навыков и умений. А поэтому изучим отношение философов именно к аспекту физического воспитания, к его нормам и целям.

Из всех философов Древней Греции наиболее значимыми для нас представляются Платон и его ученик Аристотель. И именно поэтому мы и остановимся на их работах.

5.1. Философские взгляды Платона.

Несмотря но то, что оба эти философа имели непосредственное влияние друг на друга, они все же являлись представителями диаметрально противоположных идейных течений: Платону был свойственен метафизический подход к жизни, Аристотель же отошел от этого направления и был сторонником более реалистических взглядов. Однако их мнения, особенно относительно вопросов воспитания молодежи во многом совпадают.

Оба философа говорят о необходимости физического воспитания с самого раннего детства посредствам разнообразных игр. Аристотель указывает на важность движения для детей в раннем возрасте и советует поощрять подвижные игры. Также, по его мнению, не стоит мешать громкому плячу детей, так как “это является для них своего рода гимнастикой.” И если Аристотель видит в играх только лишь пользу для физического здоровья, то у Платона несколько другой подход: он настаивает на ведении преподавания посредствам игры. “Человек .должен с малолетства упражняться то в виде забавы, то всерьез, во всем, что к этому (к будущей жизни) относится. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроем, тот в играх должен: первый - обрабатывать землю, второй- возводить какие нибудь постройки.”[13] Как видно из приведенной выше цитаты Платон не воспринимал физическое воспитание в чистом виде: оно у него носит несколько социальный и даже религиозный окрас.

Основываясь на своих метафизических взглядах, философ выдвигает на первый план идеи нравственного воспитания, говоря о том, что “развитие души” играет ведущую роль, но именно поэтому следует усиленно заботиться о физическом развитии, поскольку “пренебрежение последним ведет к изнеженности, а изнеженность делает характер детей тяжелым.”[14] И поэтому Платон провозглашает: “Основное начало .-движение.”[15] Но и сама суть движения у философа носит несколько особый характер: “ .все должны избегать в жизни неумеренных скорбей и наслаждений и всегда держаться какой-то середины.”[16] Эту золотую середину Платон возводит в главный воспитательный принцип и, продолжая идею об изнеженности тела, говорит: если “изнеженность делает характер детей тяжелым .то излишнее и грубое порабощение делает его приниженным.”[17]

Реферат опубликован: 26/09/2008