Страница: 6/8
Этот лимитирующий критерий, боязнь крайностей и перегрузок относится прежде всего к физическому воспитанию детей. По мысли Платона мальчикам после 6 лет “следует заниматься верховой ездой, стрельбой из лука, из пращи, метанием дротиков. Если девочки согласятся, то они, хоть по крайней мере, пусть обучатся тому; в особенности им следует научиться обращеннию с оружием .Остальные же труды, забавы и попечения о своем теле не свойственны свободорожденным людям,”[18]- так заканчивает свои размышления о физическом развитии детей филлосов, указывая на то, что этих упражнений будет вполне достаточно, чтобы воспитать свободного гражданина.
У Платона также свои взгляды на пользу от физического воспитания. Его функции он сводит только лишь к участию в государственных мероприятиях: “Детям, пока они еще не идут на войну, надо было бы при совершении шествий и торжественных процессий, всегда украшаться оружием, сидеть на коне, а также сопровождать молитвы танцами в честь богов и героев .Состязания и подготовительные работы к ним надо устраивать только лишь ради этой цели.”[19]
С другой стороны, физическое воспитание подчинено у Платона высшим жизненным задачам. И здесь особое значение приобретает преподавание гимнастики, поскольку “разнообразные, прежде всего, военные, упражнения должны содействовать тому, что тело превращается в покорное орудие воли в конечном стремлении истинного философа,”[20] которым является желание уподобиться божеству. Эта идея является прототипом высказанной позже мысли: в здоровом теле здоровый дух.
Философия Платона, основанная на метафизическом мировоззрении, полностью подчиняет суть физического воспитания идеям духовного порядка. И хотя она и не отрицает его важного значения, однако совершенно очевидна его второстепенность.
5.2. Философские взгляды Аристотеля.
Другой древнегреческий филосов, о котором уже было сказано выше, - Аристотель - в противоположность Платону придает физическому воспитанию колоссальную роль и выдвигает его на первое место: “забота о теле должна предшествовать заботе о душе,”[21]- говорит он и в то же время резко осуждает спартанскую воспитатальную практику, поскольку спартанцы “постоянными тяжелыми упражнениями обращают детей в своего рода животных; поступают они так в том расчете, будто бы это полезно для развития мужества. Однако, как на это часто было указано, не следует обращать все свои заботына одну цель .”[22] Спартанское правительство действовало вразрез с этой идеей, что впоследствии привело к глобальной катастрофе.
В качестве основного принципа правильного воспитания Аристотель, так же, как и Платон, видел стремление к “золотой середине.” С его точки зрения, “для телесной силы гибельны и чрезмерные занятия, и недостаточные .а обладание серединой благосклонно.”[23]
Резкой критике подвергает филосов как средства, так и цели спартанского воспитания: идеи Аристотеля, связанные с военным воспитанием несколько иные. В противовес спартанскому правительству он считает, что “о военной выправке граждан нужно заботиться не ради того, чтобы они поработили недостойных, но для того, чтобы они прежде всего не попали сами в рабство,”[24] в то время как Спарта постоянно преследовала резко противоположные цели: расширение своих владений путем захватасоседних территорий.
Таким образом, проанализировав некоторые работы древнегреческих философов, становится очевидно, что лучшие мыслители того времени во многом не были согласны со спартанским максимализмом относительно физического воспитания и столь большой концентрацией внимания на военных нуждах государства в ущерб эстетическому развитию народа. Однако оба философа поддерживают некоторы отдельные идеи, признавая их эффективными и актуальными для своей эпохи.
***
Заключение.
Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате захватнических действий со стороны одного из греческих племен по отношению к близлежащим территориям. Дорийским племенам победа далась тяжело, так как коренное население оказывало сильное сопротивление захватчикам. В связи с тем, что обостренная классовая борьба не затихала в течение нескольких веков, спартанское правительство вынуждено было направить все свои силы на то, чтобы удержать власть в своих руках. А для этого прежде всего было необходимо создать сильную, военно-обученную нацию. Таким образом, особенности спартанского воспитания были заложены еще изначально, ибо эта задача легла на плечи педагогов.
В связи с этой напряженной исторической обстановкой в Спарте вырабатывается особая система воспитания, которая становится первостепенной задачей государства и полностью подчиняется его политическим нуждам. Система государственного воспитания распространялась на людей в возрасте от 7 до 30 лет и подразделялась на три периода.
Реферат опубликован: 26/09/2008