Военное воспитание в Спарте

Страница: 8/8

Заключение.

В заключении работы подведем главный итог основной цели данного реферата. На примере древнегреческого города-государства Спарты отчетливо видно насколько сильно влияние воспитания как на сохранение общественного строя, так и на определение судьбы целого государства.

Утвердившись в IХ веке до н.э. в качестве новой административной единицы, Спарта создает все условия для воспитания нескольких десятков физически сильных и военно обученных поколений, которые уже в V - IV веках сумели подчинить себе всю Грецию. Однако спартиаты не были готовы принять на себя власть управления в силу ограниченности своего культурного уровня и образования. Великий народ, воспитанный в лучших военных традициях своего времени, оказывается беспомощным в новых исторических условиях мирного существования. Неготовый и неспособный к такой жизни, он самоуничтожается изнутри: происходит полное растление нравов и падение всех жизненных устоев общества. Следствием этих внутренних кризисов стало полное ослабление и, фактически, уничтожение некогда сильнейшего государства, которое даже не оставило после себя никакого культурного наследия, так как на протяжении всей истории существования государства правительство заботилось только лишь о военном воспитании граждан, совершенно упустив из виду их эстетическое развитие. «Лакедемоняне держались, пока они вели войны, и стали гибнуть, достигнув гегемонии: они не умели пользоваться досугом и не могли заняться каким-либо другим делом, которое стояло бы выше военного дела,»[26]- к такому выводу приходят философы.

В свете этого исторического факта совершенно очевидно, что правильность выбора направления образования кардинально влияет на ход всей истории: она может вознести государство к вершинам благополучия или же придать его полному уничтожению и забвению. А для того, чтобы общество функционировало нормально, необходима четко продуманная и тщательно разработанная программа, которая создаст все условия для воспитания всесторонне развитого человека и не повторит ошибок спартанского правительства, которое сузило весь спектр педагогических проблем, полностью милитаризовав политику образования и тем самым подписав смертный приговор целому народу.

[1] Аристотель Политика I, 2

[2] Аристотель Политика VII, 2, 5

[3] Аристотель, Политика, VIII, 1, 1-3, 1337а

[4] Ликург XVII

[5] П. Гиро «Частная и общественная жизнь греков» С-Петербург Издание Л.Ф. Пантелеева 1897 стр.77

[6] Лукиан. Анахарсис, или об упражнении тела т.1 М-Л Academia 1935 с. 348-349

[7] Платон Законы I , 7 , 633 с

[8] Плутарх «Сравнительные характеристики» Ликург XVIII, XIX

[9] Аристотель Политика, VIII , 5, 4

[10] Плутарх «Сравнительные характеристики» Ликург XXI

[11] Платон Государство V , 413

[12] Ксенофонт Лакедемонское государство I ,3,4

[13] Платон Государство III 401 а

[14] Платон Законы I, 3, 791d

[15] Платон Законы I, 3, 791d

[16] Платон Законы I, 3, 793а

[17] Платон Законы I, 6, 796 d

[18] Платон Законы I, 6.796 d

[19] Платон Законы I, 6, 796 c,d

[20] Платон Государство III, 412 а

[21] Аритотель Политика VII,13,23

[22] Аристотель Политика VIII, 3,3

[23] Аристотель Никомахова этика I, 104а, 15

[24] Аристотель Политика VII,13,14

[25] Аристотель Политика VIII, 1,1

[26] Аристотель Политика, II, 6, 22

Реферат опубликован: 26/09/2008