Страница: 2/6
нению внимания.
Н е п р о и з в о л ь н о е внимание возникает без
предварительно поставленной цели - как реакция на сильный
звук (скажем, сигнал сирены <Скорой помощи>), яркий свет
(например, движущаяся электрореклама о новом кинофильме),
новизну предмета (новая марка автомобиля, новая форма маски
вратаря хоккейной команды, новая книга в витрине магазина).
Предметом непроизвольного внимания становится любой нео-
жиданый раздражитель (например, гимнаст, впервые неожиданно
для зрителей и участников соревнований закончивший комбина-
цию тройным сальто после больших оборотов на перекладине).
При всех неожиданностях внимание сосредоточивается на корот-
кий срок. Но непроизвольное внимание может удерживаться и
длительно - в тех случаях, когда восприятие предмета, даже
мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается положи-
тельными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др,
Так может приковать внимание учащихся преподаватель, инте-
ресно, эмоционально, с выдумкой проводящий урок. Это говорит
о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специ-
ально, с целью достижения положительного результата деятель-
ности, в данном случае урока.
Следовательно, внимание являетсся не только фактором,
огранизующим психическую деятельность, но и само может регу-
лироваться извне, в частности в педагогическом процессе.
П о с л е п р о и з в о л ь н о е внимание возникает
вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сос-
редоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности,
иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс
рассматривания предмета или сама деятельность вызывает на-
растающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже
без всякого усилия.
Так было однажды с человеком, никогда не игравшим в шах-
маты. Он оказался в условиях, когда нечего было читать. На
столе лежало руководство к шахматной игре. Он взял книгу,
полистал, отложил. Снова взял. Стал бегло прочитывать неко-
торые страницы. Незаметно для себя задержался на одной из
них, все внимательнее и внимательнее стал вникать в содержа-
ние. Кончилось тем, что он вышел из комнаты (дело было в
гостинице), попросил шахматную доску, фигуры и с увлечением
начал уже практически постигать азы игры в шахматы. У него
возникло устойчивое послепроизвольное внимание.
Все три вида внимания - это динамичные процессы, свя-
занные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на
какое-то время становится преобладающим.
1.2. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Свойствами внимания называются особенности его проявле-
ния. К ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, пе-
реключение и распределение внимания.
Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого
и воспроизводимого материала. Во множестве экспериментов лю-
дям различного возраста предлагалась в течение 0,1 сек.
воспринять ряд из 12 букв, а затем записать те, которые они
смогли запомнить. Оказалось, что у взрослых в среднем объем
внимания составляет всего 4 - б букв. У детей он еще меньше.
3начит, объем внимания ограничен. Однако его можно увеличить
путем упражнения или придавая воспринимаемым предметам смыс-
ловые связи (например, объединяя буквы в слова).
К о н ц е н т р а ц и я внимания - свойство, выражающе-
еся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, пе-
реживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание
человека.
При наличии такой сосредоточенности человек становится
высокопомехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от
мыслей, в которые он погружен.
Ярко выраженная концентрация внимания, как показывают
исследования, отмечается, например, у гимнастов, тяжелоатле-
тов, прыгунов в воду, метателей и прыгунов-легкоатлетов пе-
ред самым началом упражнения.
Устойчивость внимания - способность длительно быть сос-
редоточенным на определенном предмете или на одном и том же
деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии
сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или
процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от це-
лого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подго-
товленности рабочего места, навыков. Она имеет существенное
Реферат опубликован: 27/08/2007