Страница: 4/6
зон к о н с т е лл я ц и и (созвездия), которые служат физи-
ологическим механизмом внимания. Нельзя не отметить также
значения в механизмах внимания (особенно произвольного) вто-
росигнальных влияний, а также взаимодействия коры и подкор-
ковых образований.
Р а с с е я н о с т ь - особое состояние человека, при
котором он не может сосредоточить внимание на определенном
предмете, на речи другого человека, на своих мыслях, дейс-
твиях и др. Причинами рассеянности могут быть: глубокое не-
гативное переживание (потрясение), болезнь и др. Рассеян-
ность бывает кажущейся: человек не замечает окружающего, не
отвечает на обращения к нему, что-то забывает. На самом деле
это не рассеянность, а только сосредоточенность на своих
мыслях, чувствах, т.е. яркое проявление внутреннего внима-
ния.
2. ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ И СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ПОД-
РОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Как я уже сказал, внимание неразрывно связано с другими
психическими процессами, протекающими у подростков на уроках
физкультуры. Причем, я считаю, что внимание наиболее сильно
связано с наблюдением.
Наблюдение - целенаправленный процесс осмысленного
восприятия предметов и явлений. Главными предметами такого
восприятия для спортсменов являются они сами и их противни-
ки. В процесс наблюдения непременно включено внимание. Оно
характеризуется высокой устойчивостью и в зависимости от
особенностей предмета наблюдения другими свойствами: сосре-
доточенностью, распределенностью, переключаемостыо. Система-
тическое упражнение в наблюдении за противником, партнером
по команде, за самим собой и изменяющейся обстановкой сорев-
нований приводит к тому, что наблюдение и внимание становят-
ся свойствами личности спортсмена -- н а б л юд а т е л ь н
о с т ь ю и в н и м а т е л ь н о с т ь ю. Наблюдательностью
называется умение подмечать малозаметные признаки или осо-
бенности предметов и явлений, имеющие значение для познания
их сущности. Внимательность, как избирательная направлен-
ность сознания на предмет наблюдения, неотделимая сторона
наблюдательности.
Процесс наблюдения на учебно-тренировочных занятиях и
соревнованиях служит основным каналом познания спортсменом
самого себя, партнеров и особенно противников с целью разга-
дывания их тактических замыслов и реализации собственных
тактических действий. Например, в специальном исследовании,
проведенном на борцах, установлена важность создания на ос-
нове наблюдения образа противника. В структуру образа входят
знания о технике, тактике, стиле ведения поединка, опытности
борца, о его физических качествах (силе, быстроте, выносли-
вости, ловкости), об эмоционально-волевых особенностях (со-
ревновательном на строении, смелости, решительности, настой-
чивости, упорстве) и др. В оценке перечисленных характерис-
тик больше всего затруднений вызывают эмоционально-волевые
особенности, и тем в большей мере, чем ниже спортивная ква-
лификация оценивающего борца. Составленный на основе наблю-
дения образ противника сопоставляется с представлением
спортсмена о себе самом. Это позволяет наметить тактический
план действия в предстоящей схватке с данным противником.
Наблюдение ведется в ходе соревновательного поединка с
целью разгадать отдельные намерения противника и уяснить его
тактический план в целом. Ориентирами при этом служат стати-
ческие признаки (поза, дистанция, характер захватов и др.),
динамические (сила, скорость, темп и ритм действий, маневри-
рование по ковру и др.), функциональные (характер дыхания,
своевременность реакций, мимика и др.) и результативные (ак-
тивность, число удачных и неудачных действий, предупреждений
и др.). На основании такой текущей информации в тактические
действия вносятся коррекции по ходу схватки.
В другом исследовании изучались различные признаки об-
манных и истинных действий у боксеров. С помощью наблюдения
боксеры научаются различать их в подготовительные моменты и
в момент выполнения действия. В первом случае они ориентиру-
ются на дистанцию (она при подготовке финтов больше, чем при
подготовке истинных действий), на характер стойки боксера
(открытая-закрытая) и на выражение лица (например, один из
Реферат опубликован: 27/08/2007