Страница: 5/5
Его фасады парадны со всех сторон и рассчитаны на богатую игру света и тени. Голубой цвет стен, белые колонны, многочисленные вазы и другие декоративные украшения придают зданию воздушность и лёгкость.
Многообразие форм и архитектурных деталей при композиционном единстве в сочетании с окружающим пространством ставят павильон в один ряд с лучшими памятниками русской архитектуры.
Планировка внутренних помещений тесно связана с решением плана его фасадов. В центре третьего этажа находится
Стр. 12
Круглый зал. К нему примыкают Вестибюль, Фарфоровый и Белый кабинеты, расположенные в южном, восточном и западном выступах. Декоративная отделка интерьеров соответствует увеселительному назначению сооружения. Большие остеклённые двери и открытая терраса связывают зал и кабинеты с окружающим парком. Отсюда открываются прекрасные виды на аллеи, пруд и залив. В убранстве комнат применены живопись, лепка, позолота, искусственный мрамор.
Росписи свода и стен в круглом зале, выполненные художником С.Бароцци в темперной технике, отличаются лёгкостью и полупрозрачностью красок, являются крупнейшей работой этого мастера в России.
К выдающимся образцам декоративного искусства относятся обрамлённые художественной лепкой наддверные картины овальной формы "Нептун", "Наяда на дельфине" и "Амфитрида" исполненные масляной живописью на холстах, специально для этого зала в 1767 году художником С.Торелли.
Стр. 13
Пол из искусственного мрамора – единственно сохранившийся в нашей стране образец работы такого вида, выполнен в 1767 году итальянским мастером Г.Спинелли с пятью русскими учениками. Художественный рисунок и световая гамма искусственного мрамора хорошо сочетаются с остальной отделкой зала.
В декоре Фарфорового кабинета достигнуто глубокое единство живописи, лепки, позолоты, гармонически слитых с предметами прикладного искусства – фарфором.
Плафон, стены и пол были выполнены по рисункам с,Бароцци в 1767 году. Скульптурные фигурки обезьян, орлят, амуров работы А.Джани поддерживают резные полочки, на которых помещены фарфоровые группы, представляющие редчайшую коллекцию настенных украшений. Сорок фарфоровых групп были выполнены по специальному заказу для "Катальной горки" на Мейссенском заводе известным мастером XVIII века И.Кандлером и скульптором В.Асье.
Для фарфоровых изделий характерны выразительность и пластичность форм. Основные композиции – "Триумф Амфитриды", "Нептун и Фетида", "Боевой слон", "Виктория", "Морская торговля", "Волга" и "Днепр" – раскрывают содержание и тематический подбор коллекций. Мифологические сюжеты, по которым выполнены скульптуры являются своеобразными аллегориями, прославляющими Россию как могущественную морскую державу.
В белом кабинете стены и плафон украшены изящной белой лепкой работы А.Джани; плафон решен, как светлое воздушное пространство. В центре настенных панно – связки оружия и символы побед Русского государства. Светлые приглушенные тона в окраске стен гармонируют с нежными тонами пола искусственного мрамора. В отделке кабинета много общего с декоративной лепкой вестибюля и лестничной площадки.
Реставрация фасадов и интерьеров произведена в 1951-1958 годах.
Большая художественная ценность павильона "Катальной горки" состоит в том, что его замечательная декоративная отделка XVIII века сохранилась в своём первоначальном виде.
Стр. 14
Восточнее павильона "Катальной горки" на краю возвышенности находится здание Каменного зала, построенного неизвестным архитектором и предназначенное для танцев и концертов. Композиционно оно связано с П-образным прудом и Тройной липовой аллеей.
Реферат опубликован: 1/03/2009