Страница: 4/8
Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления , борьбы на уничтожения до добровольного , воспринимаемого с радостью повиновения .
Специфическим признаком власти как общественного явления выступает доминирование властной воли , а не просто влияние . Власть связана с общественной организацией, она есть качество , внутренне присущее организацией общество. Следует видеть различия между властью организацией (на первых ступенях развития человеческого общества) и организацией власти (в классовом обществе).
Не последнее место в понимание власти как явления, связанного с процессами , происходящими в жизни общества , занимает такое понятие как легитимность. Власть – понятие правовое , означающее созидание ценностей согласно общественным интересам ; это законное право принимать решение , которым люди обязаны подчинятся , легальное право использовать принуждение во имя торжества законов. Власть чрезвычайно необходима для достижения целей , ибо государственная политика вряд ли будет эффективна , если не соблюдаются правила , установленные для реализации этой политики. Именно потому , что легитимность играет важную роль , правительство стремится обосновать свою власть , опираясь на определенные принципы. В сущности , правительство пытается создать ситуацию , в которой решения признавались и соблюдались бы «не на страх , а на совесть» , с верой в нравственную правоту решений и законов. Правительство не могут рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность , полагаясь только на насилие . Необходимо добровольное согласие , скрепленное уважением законности .
М.Вебер в свое время предложил классическую теорию , объясняющею социокультурные основания легитимности власти7.
Традиционная власть.
Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае повинуются потому , что «так всегда было». Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах , организованных по подобию семьи , где повиновение отцу главе рода , является естественной реакцией на политический порядок.
Харизматическая власть.
Авторитет носителя харизматической власти – это авторитет какого – то необычного личного дара – харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой следует, называет качество личности признаваемое необычайным. Благодаря этому качеству она оценивается окружающими как одаренная сверхъестественными или , по меньшей мере , специфически особыми силами и свойствами , недоступными другим людям . Такая личность рассматривается как бы посланной богом . В российской истории мы легко найдем примеры харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров , как Ленин , Сталин , Троцкий и д.р.
Рационально – правовая власть .
Источник её законности состоит в том , что она опирается на общепризнанный правовой порядок . Люди , обладающие такой властью , приходят к своему положению на основе узаконенной процедуре. Например , в результате выборов.
|
Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке , а на признании разумности , рациональности существующего политического порядка.
Следует иметь в виду , что в реальной политических жизни едва ли можно найти какие – то «чистые» типы , связанные только с одной из форм легитимности. В действительности можно говорить лишь о доминировании одной их форм законности и об определенной структуре маргинальных или второстепенных форм, связанных с разного рода социокультурными традициями и влияниями . Кроме того , в некоторых Западных обществах можно говорить о чертах традиционности и восприятии системы рационально – правовой власти.
Таблица №2
Понятие легитимности власти и её типы.
Предпосылки поддержания легитимности власти.
Реферат опубликован: 25/05/2006