Страница: 5/8
Политическая власть как , одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса , группы , индивида проводить волю , выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной . Известно , что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства , но и в других составных частях социально – политической системы : в рамках партий , профсоюзов , международных организаций и т.д.
2.Структура политической власти.
В политологии выделяются следующие базовые компоненты структуры общения в рамках государственно-публичной власти:
1) агенты;
2) ценности;
3) способы (инструментально-институционные ) и
4) ресурсы
Взаимодействие между ними и определяет ,всю палитру отношений ,выражаемых в русском языке понятиями «господство» и «подчинение» , «воля» и «сила» , «контроль» и «распределение» , «руководство» и «лидерство» , «управление» и «давление» , «властвование» и «влияние» , «авторитет» и «насилие» , и т.д8.
Таким образом , отношения «господства и подчинения» агентов власти составляют центральное звено механизма социального общения между людьми , при котором его участники признают сложившийся порядок властных отношений легитимным , т.е. социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия людей в обществе .
Коснёмся институциональной основы структуры власти , в основании которой лежит принцип разделения властей .Оно опиралось на мощную традицию обеспечения стабильности и равновесия , синтеза единовластия и коллективизма при принятии решений .Однако в древние и средние века идея равновесия сводилась к вопросам : кто правит , как властвующий учитывает интересы всех , кто может влиять на власть .
Разделение властей облегчает взаимоконтроль деятельности государственных органов. Теорию разделения властей определяют и как систему контроля и равновесия. Получается , что каждая власть обладает своей сферой полномочия , закрытой для других , но влияет и на смежную сферу , так как есть вопросы совместного ведения.
|
Каково же назначение и место каждой ветви власти в осуществлении властных полномочий?
Законодательная власть.
Она основывается на принципах Конституции и верховенство права , формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию , определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет , принимает законы , обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан , контролирует их исполнение . Верховенство законодательной власти ограничено принципами права , конституций , правами человека.
Законодательные органы и другие органы власти (судебные и исполнительные) подконтрольны избирателям по средствам системы народного представительства и свободных демократических выборов. В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент , который бывает двухпалатным и однопалатным. Наиболее распространенным является однопалатный парламент. В ряде стран действует так называемая простая двух палатная парламентская система , при которой одна палата формируется в результате прямых выборов , а другая – на основе территориальной пропорциональности.
Исполнительно – распорядительная власть.
Она отличается динамизмом , повышенной восприимчивостью к общественной жизни , осуществляется правительством. Особенность исполнительной власти в том , что она не только исполняет законы , но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.
Если учесть , что это власть осуществляет свою деятельность преимущественно за «закрытыми» дверями , то при отсутствии надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную и судебную власти . Исполнительно – распорядительная деятельность должна быть основана на законе и в рамках закона. Она не имеет прав присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких либо обязанностей , если это не предусмотрено законом её сдерживание достигается по средствам регулярной под отчетности и ответственности перед народным представительством которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной властью.
Реферат опубликован: 25/05/2006