Страница: 4/18
Структурно в Пространной Правде самим переписчиком выделяются две части: Суд Ярослава Владимировича (ст. 1— 52) и Устав Владимира Всеволодовича (ст. 53—121). Источниками Суда Ярослава Владимировича называют:
1) Краткую Правду,
2) судебную практику и дополнительные статьи. Временем появления этой части Пространной Правды считают конец XI — начало XII века, до княжения Владимира Мономаха. Устав Владимира Всеволодовича Мономаха состоит из целого ряда законов, направленных на реорганизацию, реформирование существующих социально-экономических отношений. Исследователи выделяют в нем Устав о резах (ст. 53), Банкрутский устав (ст. 54, 55), Устав о закупах (ст. 56—62, 64) и Устав о холопах (ст. 63, НО и след.). Как единое целое Пространная Правда оформляется к середине XII века.
Сокращенная Правда рассматривается в настоящее время как памятник права Московского княжества XV века.
Особое место в системе права христианского государства занимает каноническое (церковное) право. Оно в каком-то смысле международное, поскольку многие его нормы общие для всех христианских народов и государств. Это объясняется тем, что материальным первоисточником таких норм служит Божественная воля Основателя Церкви. "Правовые заповеди Спасителя и постановления, изданные боговдохновенными апостолами , содержащиеся в Священном писании, а также заповеди, не вошедшие в Писание, но хранившиеся в церкви изначально , составляют, по общепринятой у канонистов терминологии, Божественное право (jus divinum)". Таким образом, в Божественное право входят правовые нормы, содержащиеся в Священных Книгах (Ветхий и Новый Заветы) и в Священном Предании.
Важное место в каноническом праве принадлежит и нормам, выработанным самой Церковью. К ним прежде всего относятся Правила Святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отцов. Имеются и иные источники, которые подробно изучаются каноническим правом.
Однако христианская церковь, несмотря на свой Вселенский характер, существует в конкретных государствах. Правовые нормы, принимаемые государством, могут регулировать как правовое положение церкви в государстве, так и внутрицерковное устройство. Если в первом случае нормы государства являются безусловным источником права, то возможность регулирования государством внутрицерковных отношений безоговорочно признается только протестантами. Католики в принципе отрицают возможность государства вмешиваться в дела церкви. Для православных признание возможности государственного регулирования внутрицерковных отношений обусловливалось, во-первых, православием самого носителя государственной власти — монарха и, во-вторых, одобрением их православным духовенством.
Крещение Руси вызвало необходимость урегулировать отношения между церковью и государством. С этой целью князьями принимаются уставные грамоты. Позднее на их основе создаются уставы, в состав которых входит одна или несколько уставных грамот, дополненных более поздними статьями. Особое место в древнерусском праве принадлежит княжеским церковным уставам: Уставу князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных и Уставу князя Ярослава о церковных судах.
Устав князя Владимира разграничивает великокняжескую и церковную юрисдикцию, передавая на рассмотрение церковного суда семейные преступления, колдовство, а также разрешение споров между церковными людьми, в число которых входили не только церковнослужители, но и зависимое от церкви население.
Устав князя Ярослава (в Краткой и Пространной редакциях) развивает основные положения Устава князя Владимира. Примечательно, что в Уставе князя Ярослава содержатся санкции, присущие именно русскому праву: штрафы, несмотря на то, что в византийском праве, на которое опирался русский законодатель при регулировании отношений с церковью, господствовали телесные наказания. В Устав Ярослава включены и нормы семейного права, в том числе основания для развода.
Реферат опубликован: 7/04/2006