Древнерусское право

Страница: 7/18

Прекращение права собственности связывалось с переда­чей, уничтожением, потерей вещи. Древнерусское право знало и такой специфический способ, как судебное постановление. Достаточно интересно в данном случае такое наказание, как "поток и разграбление", где разграбление подразумевает насильственное изъятие имущества у собственника по решению суда. Статьи 54 и 55 Пространной Правды предполагают воз­можность принудительной продажи имущества должника и его самого.

Русская Правда говорит об общей собственности детей до раздела наследства отца (ст. 99, 102, 103, 108 Пространной Прав­ды). Предполагается, что в случае смерти главы семьи до дос­тижения детьми совершеннолетия наследство переходит под управление их матери или опекуна, которые отвечают за со­хранность имущества.

В древнем праве существовала и общинная собственность. Субъектом здесь выступала вервь, которая являлась юридиче­ским лицом, объектом — земля, находившаяся в ее владении. Интересно, что гражданское законодательство даже капитали­стической России именует этот вид собственности "общинное владение".

К вещным правам относится залоговое право, т. е. право на чужую вещь для обеспечения требований по обязательству. Древнейшее право Руси не знало залога как оформившегося института. Однако в связи с тем, что в ряде случаев обеспече­нием исполнения обязательства служил сам должник, можно рассматривать как разновидность залога закупничество. Залог личности был возможен, поскольку были возможны продажа и самопродажа в холопство.

Основаниями возникновения обязательств в древнейший период являлись договор и правонарушение.

Недоверие к контрагенту вызывало необходимость искать способы заставить его выполнить взятые на себя обязательства. Выставление должником поручителя (поручника) — наиболее древний из известных памятникам права способов обеспечения обязательств — встречается в Русской Правде (ст. 14 Краткой Правды). Уже упоминавшийся выше самозаклад при закупничестве тоже был способом обеспечения обязательства.

Законодательство Древней Руси мало говорит о способах прекращения обязательств. Однако, вероятнее всего, практи­ка знала естественные основания: исполнение обязательства и смерть субъекта обязательственного отношения в случае, если характер обязательства обусловливался личными качествами стороны. Была известна и новация (замена прежнего обязатель­ства новым): при гибели товара купец должен был деньгами возместить утраченное (ст. 54 Пространной Правды). Таким об-

разом, вместо договора комиссии имеем новый договор — дого­вор займа.

Обязательства из договоров были наиболее распростра­ненными обязательствами. Существенные условия действитель­ности договора, порядок совершения договора, толкование его определялись главным образом самими сторонами.

Правовое регулирование договора купли-продажи перво­начально осуществлялось нормами обычного права, а затем и Русской Правды. Заключение договора требовало присутствия свидетелей. Развитие торговли к XII веку привело к упроще­нию обрядности. Статья 37 Пространной Правды требует лишь наличия двух свидетелей или мытника (сборщика торговых пошлин), чтобы доказать факт купли-продажи имущества. Ус­тав о холопах Владимира Мономаха дает возможность узнать, какова была форма заключения договора купли-продажи холо­па. Устав говорит, прежде всего, о продаже в холопы свободного человека. Договор заключается в присутствии самого объекта продажи — это первое условие. Вторым условием законности сделки являлось наличие двух свидетелей. Третье условие было связано с передачей ногаты (самой мелкой денежной единицы).

Древнерусский закон не выделяет договор мены. Общепризнанно, что мена в историческом отношении предшествует куп­ле-продаже, причем мена господствует в период натурального хозяйства, а купля-продажа начинает преобладать с установ­лением товарно-денежных отношений. Достаточная урегулированность договора мены нормами обычного права объясняет, почему он даже не упоминается в Русской Правде.

Реферат опубликован: 7/04/2006