Страница: 20/23
Фактически в обществах, осуществляющих демократический транзит, "демократический миф" играет не позитивную, а негативную роль, дискредитируя идеи демократии, и способствуют политическому абсентеизму и разочарованию, неизбежно следующими за неудачными попытками установить "справедливость и права человека", а фактически приводящими лишь к созданию новой формы авторитарной диктатуры. Именно такой была судьба практически всех обществ, соблазненных идеями социалистической революции, в идеологии которой демократический миф играл очень существенную роль и такова же теперь, похоже, судьба ряда стран Восточной Европы, в которых "капиталистическая революция" подкреплялась все тем же демократическим мифом.
Идея демократии и в самом деле по своей сути чем-то напоминает анархизм (в том смысле, что разрешено всё, что не запрещено) и даже социализм (равноправие).
Платон, в частности даёт ироническую и до некоторой степени абсурдную картину демократического правления:
" .И каков этот государственный строй? Ведь ясно, что он отразится и на человеке, который также приобретет демократические черты . Прежде всего это будут люди свободные: в государстве появится полная свобода и откровенность, и возможность делать, что хочешь .
.В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют или соблюдать подобно другим условия мира, если ты мира не желаешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять и судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову. Разве не чудесна на первый взгляд и не соблазнительна подобная жизнь?"[5]
Удивительно, что при всей своей откровенной идеологичности демократический миф практически нейтрален политически – в отсутствии в обществе длительной традиции демократических практик он используется леворадикальными, праворадикальными и либеральными политическими партиями и движениями с почти неизменным успехом и столь же неизменным негативным результатом (Россия в 1917, 1991-93 гг.). Как показывает исторический опыт, массовые движения под демократическими лозунгами (например, рабочее движение начала ХХ в. в России под руководством РСДРП) могут и в самом деле вести к тоталитаризму.
Тем более удивительно, что именно в тесной связи с демократической мифологией разрабатывается нормативная теория демократии, становящейся фактически в последние годы основой для оценки эволюции стран, находящихся в процессе демократического транзита.
Когда власть не проявляет себя с помощью насилия или угрозы применения насилия, т.е. не добивается подчинения управляемых воле управляющих с помощью страха, принуждение становится "культурным". Й. Шумпетер отметил в свое время, что "большинство исторических случаев автократического правления . характеризовались безусловной, часто горячей и ревностной поддержкой подавляющего большинства всех классов общества"[6].
Особенно это свойственно диктатурам ХХ в., т.е. массовому обществу. Многие из подобных
диктатур были безусловно легитимными режимами, если понимать легитимность как признание управляемыми права управляющих править. Существующие сомнения в их легитимности — граждане таких стран не имели
достаточно информации, “были обмануты пропагандой”, поэтому выбор людей не являлся вполне осознанным, — могут быть по крайней мере оспорены. Во-первых, процесс легитимации власти в данных системах в значительной степени основывался на том же механизме “культурного принуждения”, что и в демократиях: в СССР большинство участвовало в политических акциях (в т.ч. в выборах) добровольно, а в лучшие времена советской власти — и с немалым энтузиазмом. Во-вторых, можно ли считать феномен манипулирования общественным сознанием привилегией исключительно диктаторских режимов? Конечно, мобилизация советских граждан, наряду с культивированием энтузиазма, включала и более жесткие формы принуждения со стороны государства в виде реального насилия или же угрозы его применить. Однако придется признать, что не эти методы обеспечивали массовую мобилизацию населения.
При демократии выборы как основной способ легитимации режима освобождаются от явно принудительных компонентов. Граждане получают возможность “реального” выбора. Прежде всего они могут участвовать в выборах или уклоняться от них. Вопрос о том, что заставляет их идти к урнам, как известно, не принадлежит к числу решенных в политической науке.
Реферат опубликован: 15/05/2008