Страница: 3/23
При демократии опять таки пороки неизбежны, а лишь только низость и подлость проникают в общественные дела, то это не приводит к вражде среди подлых людей, а, напротив, между ними возникают крепкие дружественные связи. Ведь эти вредители общества действуют заодно, устраивая заговоры. – Дарий
Настоящая демократия есть деспотия черни. – Вольтер
Наилучший пример демократии, который приходит мне на память – это пять волков, обедающих одной овцой. – Джон Гатсис
Любая демократия приводит к диктатуре подонков. – Альфред Нобель
Деньги и глупость дают наибольшие шансы на победу в выборах. – «Правило Уолтона»
Раз хотим жить лучше, давайте постараемся выбирать людей поприличнее. – Сергей Степашин
Глядя на лица политиков-кандидатов, радуешься, что только один из них победит.
Я бесконечно уважаю чудовищный выбор моего народа. – Михаил Жванецкий
Власть — это наркотик, без которого политики не могут жить и который они покупают у избирателей за деньги самих избирателей. – Ричард Нидем
Нельзя все время обманывать всех, да и не нужно: одного раза в четыре года вполне достаточно.
В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе. – Шарль де Голль
Вы выиграли выборы, а я — подсчёт голосов. – Анастасио Сомоса (младший), президент Никарагуа
Voluntas populi suprema lex est (лат.) –
Воля народа – высший закон.
Глава 1. Общая характеристика теории и методологии демократии выборов.
Слово "Демократия" обычно переводится как "правление народа". На самом деле перевод этот не бесспорен из-за полисемантичности греческого слова "kratos", означающего прежде всего "силу", но не физическую, а способность одолеть в борьбе. И лишь позднее это слово приобрело значение "власти", и "управления". В таком случае изначальный смысл "Демократии" был несколько иным: демократия – это "сила народа" или "мощь народа", иными словами такое положение дел, когда народ может поступать по своей "воле" так как и "сила", и "мощь", и "власть" предполагают стоящую за ними единую волю. Будет ли эта воля разумной – это уже другой вопрос.
Другая, чаще употребляемая интерпретация греческого слова "демократия – это "народное правление". Дело в том, что в отличие от "силы" или "власти" (как проявления воли), которые могут в принципе проявляться неразумным существом, "правление" по самой семантике слова требует "разума", который будет осуществлять это правление. Что является "разумом" демократии? Говорят, что демократические институты представляют собой своего рода "коллективный разум".
Если рассматривать демократию как непрерывное использование голосования для решения возникающих проблем, то разве только в выборе из альтернатив состоит деятельность разума? Кто готовит и предлагает эти альтернативы? Можно конечно считать мозгом демократии избранных магистратов, но будет ли такое правление в точном смысле "правлением народа"? Кто должен следить за тем, чтобы воля магистратов не уклонялась от "воли народа" как бы её не определять, а само это определение – вещь далеко не простая. Возникает классический парадокс – кто должен следить за гарантами демократического порядка?
По другой альтернативе, дословно "демократия" переводится с греческого языка на русский как "народовластие", или, по сделанной в 19 в. американским президентом А. Линкольном расшифровке, "правление народа, избранное народом и для народа". То есть, иначе говоря, согласно этому подходу, демократия – это форма общественного устройства, основанная на равноправном участии членов общества в управлении с принятием решений большинством. Но подобный подход к пониманию природы демократии мало что проясняет, т.к. даже в самом греческом языке составляющее его корень слово "демос" одновременно означает народ, толпу, чернь и всех людей вообще. Подлинный смысл понятия "демократия" снова от нас ускользает.
В разное время по отношению к демократии употреблялось огромное количество подозрительных эпитетов: управляемая демократия, "опекунская демократия", "популярная демократия", народная демократия, консенсусная демократия. Всё это – неуклюжие попытки оправдать нечто, лишь отдаленно напоминающее демократию или не имеющее с ней ничего общего.
Реферат опубликован: 15/05/2008