Страница: 4/19
Особенности страхования ответственности:
1) Имущественный, компенсационный характер: лицо, которое нанесло вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, обязано полностью возместить убытки потерпевшей стороне.
2) Третьи лица - неопределенный круг лиц, которым Страхователь может нанести имущественный вред.
3) Страховая сумма устанавливается по соглашению сторон и часто называется лимитом ответственности.
Договором страхования могут быть предусмотрены сублимиты:
1) по одному страховому случаю; 2) за нанесение вреда жизни, здоровью третьих лиц; 3) за нанесение вреда имуществу третьих лиц; 4) другие
2. Страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств
2.1. Необходимость страхования
Страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств является одним из наиболее массовых видов страхования, которое в большинстве стран мира является по форме обязательным видом страхования.
Осуществление такого страхования в обязательной форме предопределяется несколькими обстоятельствами.
Во-первых, транспортное средство является источником повышенной опасности. Нормы гражданского законодательства большинства стран мира определяют именно собственника транспортного средства ответственным за причинение вреда здоровью или имуществу других лиц (третьих лиц), кроме случаев, если дорожно-транспортное проишествие было следствием действия непреодолимой силы, т.е. гражданская ответственность водителя транспортного средства перед третьими лицами наступает почти всегда в случаях дорожно-транспортного проишествия.
Во-вторых, такие гражданско-правовые отношения касаются всего общества, имеют массовый характер, поскольку участником дорожно-транспортного проишествия потенциально может быть каждый гражданин. Каждый год в дорожно-транспортных проишествиях по вине водителей автомототранспорта гибнет или получает травмы значительное количество людей, например в 1999 году в Украине произошло 34554 ДТП, в которых погибло 5269 человек и ранено 38277 человек, то вероятность того, что каждый из нас, независимо от того, является ли он автовладельцем или нет, может стать участником такого рода события.
Кроме этого, ежегодно происходит свыше 200 тысяч автоаварий с материальными повреждениями транспортных средств, дорожных сооружений, зданий и т.п В результате причиняются огромные материальные и моральные убытки, через суды проходят гражданские и уголовные дела десятков тысяч граждан, на года растягиваются выплаты компенсаций пострадавшим виновниками автоаварий, значительно ухудшается материальное состояние семей обеих сторон.
Больше двух тысяч дорожно-транспортных проишествий происходит по вине водителей неустановленного транспорта, что требует создания особой системы социальной защиты пострадавших.
В-третьих, даже установление гражданской ответственности собственника транспортного средства не обеспечивает своевременного и полного возмещения вреда потерпевшему, прежде всего из-за отсутствия достаточных средств у собственника (водителя) транспортного средства. В этом понимании именно механизм обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев позволяет создать надежную систему социальной защиты как третьих лиц — потерпевших, так и собственников транспортных средств.
Обязательное страхование собственников транспортных средств, вопреки его очевидной социальной направленности, в большинстве стран вводилось «административно-силовым» путем, поскольку сталкивалось с определенным сопротивлением граждан-автовладельцев. Последние иногда воспринимают обязательное страхование как вид дополнительного обязательного сбора в виде страховых платежей. Обычному автовладельцам не всегда понятен и сам объект страхования — гражданская ответственность собственника источника повышенной опасности. Кроме того, до момента происхождения дорожно-транспортного проишествия и наступления гражданской ответственности каждый водитель считает себя на дороге «наилучшим и безопаснейшим».
Законом Украины «О страховании» страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств включено в перечень обязательных видов. На основании этого Кабинет министров Украины принял постановление о введении с 1 января 1997 года обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств.
Обязательное страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств ставит целью обеспечить возмещение убытков, причиненных дорожно-транспортным проишествием.
2.2. Объекты и субъекты страхования
Под собственником транспортного средства понимается юридическое или физическое лицо, которое эксплуатирует транспортное средство, которое принадлежит ему на правах собственности, полного хозяйственного ведения, оперативного управления или на других основаниях, которые не противоречат действующему законодательству (договор аренды, поручение и т.п.).
Реферат опубликован: 23/05/2008