Страница: 25/33
Только быстрейшая реструктуризация рынка, заключающаяся в его капитализации и концентрации, сможет решить еще одну проблему, стоящую перед ним сегодня, — проблему конкуренции с иностранными страховыми организациями. Создавать тепличные условия для российских компаний, вводя ограничения для «иностранцев», — путь тупиковый и губительный для развития рынка.
В данной ситуации необходимо следить за выплатой налогов СК в РФ, и выполнением разумных требований по размещению резервов. Потребитель сам выберет, кому он больше доверяет — иностранному страховщику, со 100-летним опытом работы «там», но незнанием рынка «здесь», или российскому страховщику, который проигрывает по «истории», но зато знает наш рынок изнутри, а значит, и полис может более гибкий предложить, и при урегулировании убытков будет ближе к российской реальности. На наш взгляд, линия разделения должна пройти не между «иностранными» и «нашими» компаниями, а между компаниями финансово устойчивыми и компаниями, не отвечающими никаким разумным нормам (реально, а не формально). Несколько лет назад российский рынок страхования был откровенно слаб. Однако сейчас на нем есть достаточно много участников, которые при условии грамотного управления и маркетинга ни в чем не проиграют «иностранцам».
Основным барьером для инвестиций в страхование, по мнению финансового директора РОСНО, является непрозрачная отчетность российских компаний. Система отчетности, применяемая российскими страховщиками, не соответствует мировым стандартам и абсолютно непонятна для иностранных и российских инвесторов, акционеров, партнеров и клиентов компании. Она во многом формализована и ориентирована на налоговый контроль. Для того чтобы инвестор мог получать информацию, благодаря которой можно оценить объект возможных вложений, компаниям необходимо переходить на МСФО, при этом начинать переход на МСФО страховщикам необходимо уже в этом году. Государство должно поощрять переход страховых компаний на МСФО, что снимет с них нагрузку двойной отчетности. При этом, необходимо ускорить процесс повышения прозрачности на страховом рынке, объединив усилия всех важнейших участников, формирующих политику страхования.
В числе основных задач, решение которых является важным для формирования эффективной системы страхования финансовых рисков, следует отметить следующие:
1. Формирование адекватной законодательной базы, что является необходимым условием развития института страхования вообще и его максимального вовлечения в содействие экономическому развитию и росту экономики;
2. Создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за всей страховой деятельностью, что особенно важно на этапе становления национальной системы страхования;
3. Поэтапная интеграция национальной системы в международный страховой рынок, который характеризуется углублением взаимозависимости отдельных национальных рынков.
Для достижения поставленных целей и задач должна быть реализована следующая стратегия развития страхового рынка:
На первом этапе приоритет отдается развитию национальных страховых компаний, созданию налоговых стимулов и инвестиционных инструментов, а также системы государственного регулирования и надзора.
Второй этап характеризуется ростом капитализации рынка, усилением контроля за надлежащим использованием созданных стимулов, постепенной либерализацией условий деятельности иностранного капитала на национальном рынке.
Третий этап предполагает интеграцию в мировую экономику, предоставление иностранным страховым компаниям национального режима.
Необходимо проведение комплекса мер, направленных на корректировку системы страхования в разрезе осуществляемых видов страховой деятельности. При этом важно ориентироваться на международные стандарты классификации по видам страхования.
Опыт государств с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм страхования весьма эффективен для превращения сбережений населения в инвестиционный ресурс. Для этого необходимо создание предпосылок для превращения страховых компаний в крупных институциональных инвесторов.
Реферат опубликован: 1/07/2006