Страница: 2/9
2. История развития страхового дела в России
Страховая деятельность в СССР не носила ярко выраженного национального характера. Во всех пятнадцати республиках существовала монополия двух страховых организаций -- Госстраха и Ингосстраха. Их функции регулировались государством, а значительная доля страховых премий перечислялась в бюджет. Но этот процесс имел и обратное действие -- в случае необходимости из бюджета выделялись средства на выплату страховых возмещений.
Но вот в конце 80-х -- начале 90-х началось формирование негосударственных страховых компаний. . Развал СССР ускорил этот процесс и каждая республика начала создавать свой страховой рынок в одиночку. Но имея общие корни, которые в течение семидесяти лет не только разрослись, но и окрепли, "братские" республики в своем стремлении создать национальную страховую индустрию не отличаются особой изобретательностью, а их продолжают "сближать" все те же проблемы.
В 1990-1993 гг. бурными темпами стало развиваться личное и имущественное страхование. В условиях галопирующей инфляции темп роста личного страхования стал опережать другие виды. Появилось так называемое смешанное страхование жизни, когда одним договором страховалось дожитие, ущерб от несчастного случая и ущерб от инфляции. Фактически многие страховые компании стали заниматься трастовой и банковской деятельностью, выплачивая помесячно большие проценты на внесенные населением деньги. Инфляционные процессы привели к некоторому сокращению объемов имущественного страхования.
Обесценивание денежных накоплений, находившихся в виде резервов и взносов по долгосрочным видам страхования жизни у основного до 1990 г. страховщика -- Росгосстраха, привело к сокращению интересов страхователей в использовании этого вида страхования с целью создания целевых накоплений. Сначала 90-х годов наметилась тенденция к сокращению темпов роста операций по наиболее популярным видам долгосрочного страхования жизни: смешанного страхования жизни, страхования детей и страхования к бракосочетанию. Инфляция сделала долгосрочное страхование невыгодным. Всвязи с этой ситуацией началось увеличение доли рисковых, краткосрочных видов личного страхования. На рынке появились новые варианты страхования, заключаемые сроком от одногомесяца до одного года на условиях долгосрочного смешанного страхования жизни. Все это существенным образом изменило общую структуру страхования. Но проблемы у страховых компаний в сущности остались теже. Как привлечь долгосрочные инвестиции? Как выгодно разместить страховые резервы? Как упрятать сбережения от инфляции? Как .? Россия дальше всех ушла в плане создания законодательства. Основным документом, регулирующим деятельность страховых компаний на сегодняшний день является «Закон о страховании» № 4015-1 от 27 ноября 1992 года.
3. Законодательство и регулирование
страховых отношений в России
Согласно «Закону о страховании» государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании Положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Основными функциями Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью являются:
а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью;
е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.
Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью вправе:
а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;
Реферат опубликован: 19/04/2009