Страница: 7/9
Более того, согласно принципу диверсификации рисков страховщик, имеющий в резервах более 300 тысяч рублей, должен инвестировать их не менее чем в два объекта либо всю сумму в государственные ценные бумаги. Словом, чем больше эта величина, тем шире возможность для размещения. Однако поддерживаемая правительством высокая доходность и ликвидность государственных ценных бумаг привела к тому, что их доля в совокупных страховых резервах страховщиков России выросла с 18,7% в 1995 году до 27,8% в 1996 году. В нынешней ситуации у компаний, разместивших в ГКО значительные суммы, возникнут естественные трудности.
С другой стороны, при нехватке ликвидных резервов страховщик должен использовать для текущих выплат и собственные средства. Однако направления их инвестирования государством не регламентируются. Поскольку до недавнего времени доходность ГКО была на довольном высоком уровне, страховщики активно их использовали и для размещения собственных средств.
Таким образом, финансовая устойчивость компании зависит от проводимой ею инвестиционной политики. Крупные страховщики, имеющие специалистов по работе с ценными бумагами, предвидели серьёзные проблемы и заранее избавились от большей части ГКО. Поэтому подобное «замораживание» не страшно ни им, ни их клиентам.
У мелких страховщиков не всегда существовала возможность приобрести ГКО, а поэтому ими использовались другие виды инвестиций. Может быть, для них это оказалось благом. К тому же такие компании зачастую работают, как говорится, с колёс: новые поступления используются для текущих выплат.
Страховщикам, слепо доверившимся государству придётся туго. И это, конечно, скажется на их клиентах. Однако, по мнению заместителя начальника Департамента страхового надзора Минфина РФ Ольги Федосеевой, таких «проколовшихся» компаний не очень много.
Многие страховщики с волнением ожидали решение правительства о дальней шей судьбе «замороженных» ГКО. Однако утверждённый 25 августа порядок погашения ценных бумаг поверг их в уныние: свои средства компании могут получить в лучшем случае через три года и больше, да и обещаемая доходность невелика.
Как считают сами страховщики, в финансовом плане кризис отбросит рынок на два года назад.
Очевидно последние события ускорят процесс концентрации страхового риска. К планомерным усилиям государства добавились и потрясения на финансовом рынке. В результате число страховщиков значительно сократится. Но сам процесс их ухода будет болезненнее, в первую очередь для их клиентов. Ведь это их страховые взносы, инвестированные в ГКО, «зависли» на неопределённый срок, а значит, именно они не получат в срок возмещение за сгоревший дом, не смогут оплатить лечение. Ещё один важный вопрос. В 1995 году Росстрахнадзор утвердил правила размещения страховых резервов. В то время ГКО были не только доходным, но и самыми надёжным вложением средств и имели наивысший коэффициент по методике Роострахнадзора. Однако, она уже давно морально устарела. К примеру, компания, вложившая средств страховых резервов в ГКО, по отчёту на 1 октября будет иметь наивысший коэффициент. Ерунда получается. Скорее всего, Департамент страхового надзора может закрыть глаза на такие нарушения страховщиков, но при желании способен кого-нибудь и «поприжать».
Утверждение о «смерти» страхового рынка в России после кризиса явно преувеличены. Он жив, хотя, откровенно говоря, изувечен и неполноценен. Расчёты показывают, что обороты 1997 года будут достигнуты лишь в 2000 году ( в сопоставленных ценах).
Общие показатели таковы. На 1 января 1998 года, по данным Минфина, было зарегистрировано 2,3 тысячи страховых компаний. Отчитались о своей деятельности 1893 компании. Число работающих в страховом бизнесе составляет порядка 180 тысяч человек, из них агентов – 125 тысяч.
Какие же тенденции можно выделить? Прежде всего сокращение (минимум раза в три) числа страховых компаний и их филиалов, объёмов страховых премий, а также рост совокупного уставного капитала. Наиболее разветвлённую сеть среди страховщиков имеют государственные фирмы системы Росгосстраха. Его дочерние компании и их филиалы составили 34% от общего числа страховых органов и 93% от числа страховых органов государственных фирм: им принадлежит 46% всех филиалов.
Остро стоит вопрос об уставных капиталах государственных компаний. И прежде всего системы Росгосстраха. Реально денег у государства на его увеличение нет. По действующему же сегодня закону уставный капитал они обязаны увеличить. Требуется на это не менее 300 млн. рублей. У государства есть два пути: первый – дать деньги системе Росгосстраха и тут же отобрать (причин может быть предостаточно). По второму варианту – могут быть пролоббированы специальные поправки к закону об особом статусе Росгосстраха.
Реферат опубликован: 19/04/2009