Страница: 7/16
Рассмотренные методы ценообразования могут быть адаптированы к космическому рынку для формирования ориентировочной цены каждого конкретного вида услуг.
Распределение дополнительной прибыли между покупателем и продавцом для определения цены сделки в конкретных условиях зависит от многочисленных факторов и определяется, в конечном счете, конкуренцией на рынке, соотношением спроса и предложения.
Кроме того, существуют «Методические рекомендации по установлению цены на научно-техническою продукцию специального назначения», в которых даны рекомендации по определению прибыли. Здесь прибыль является функцией уровня прибыли в % к ФОТ, который (уровень прибыли) в свою очередь зависит от расчетного уровня прибыли (определяется по «Методическим рекомендациям о порядке расчета потребности в прибыли и норматива рентабельности НТП НИИ КБ») и уровня рентабельности.
Однако в настоящее время при определении цены продукции научно-технической продукции поступают следующим образом. Создается комиссия ддя проведения технико-экономической экспертизы проектов договорных цен на научно-техническую продукцию научного и народнохозяйственного назначения, создаваемую по заказам Российского космического агентства (по государственным контрактам и договорам). В соответствии с действующей методологией производится анализ калькуляции затрат по цене НИОКР и Заказчику этой экспертизы представляются рекомендованные цены. Здесь анализ по статье «Прибыль» происходит исходя из себестоимости работ (без учета отчислений во внебюджетные фонды) и предельного уровня рентабельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 660 от 3 июня 1997г., которое определяет предельную величину процента плановых накоплений (здесь - рентабельности) равной 25% от полной себестоимости работ.
Однако такой подход в переложении на внешний рынок – экспортную продукцию невозможен, так как себестоимость вместе с рентабельностью являются всего лишь нижней границей ценового коридора.
Выходом из ситуации может являться разработка цены на базе данных о составе и ценах на аналогичную продукцию, так называемых конкурентных цен или материалов. При наличии таких материалов они используются в качестве базы для определения внешнеторговой цены.
Выбор базы для определения цены определяется прежде всего видом экспортируемой (предлагаемой на экспорт) продукции.
За базисную принимается цена, используемая в качестве исходной (отправной) величина при установлении (переговорах) контрактной цены.
Общие выражения для базисных цен представлены ниже.
На базе издержек производства (себестоимости) производителя (поставщика) продукции
Цб = К (долл/руб) (С+П+DСвнт+DСпос+DСупв)Кпл+Цут,
где Цб - базисная цена;
С – себестоимость НТП (услуги, образца) в экспортном исполнении, в руб;
П – прибыль, в руб.;
DСвнт – внешнеторговые расходы (на погрузку, транспортировку, страхование, лицензирование, налоги, таможенные сборы, обслуживание контракта и др.), в руб;
DСпос - работы и прибыль посредников, если таковые участвуют в сделке;
DCупв - упущенная выгода, вследствие заключения контракта, в руб.;
Кпл - коэффициент, учитывающий условия платежа (предоплата, в рассрочку, полностью, частично);
Цут - надбавка (запас) на уторгование;
К(долл/руб) - коэффициент пересчета рублей в валюту платежа.
На базе возможной (ожидаемой) себестоимости при изготовлении продукции самим заказчиком
Цб = [Сдолл+ К (долл/руб)] (С+П+DСвнт+DСпос+DСупв)Кпл+Цут,
где Сдолл – оценка себестоимости предлагаемой на экспорт продукции непосредственно в долларах при изготовлении ее заказчиком.
Все остальные обозначения те же, что и в предыдущей формуле.
На базе ожидаемой выгоды у покупателя
Сб = кдол Св, или Сб = котч Цр
где Св - выгода (дополнительная прибыль) у покупателя заключаемого соглашения;
кдол - долевое участие продавца в дополнительной прибыли покупателя;
Цр - стоимость реализованной покупателем продукции (по лицензии);
котч - ставка процентных отчислений в пользу продавца.
На базе конкурентных материалов (цен)
Цб = Ца ктеп ку кс
где Ца - базисная цена изделия (работы, услуги) аналога определенная на основе имеющихся конкретных материалов;
ктеп - коэффициент, учитывающий отличие технико-экономических показателей рассматриваемого изделия от аналога;
ку - коэффициент поправки на различие коммерческих и экономических условий продажи рассматриваемого изделия и изделия-аналога (инфляция, условия поставки, платежа и кредитования)
кс - коэффициент, учитывающий различия в составе и комплектации изделий.
Для повышения надежности оценки базисной цены целесообразно для ее определения использовать различные базы, например, себестоимость и конкурентные материалы.
Из формул следует, что для определения базисных цен необходим методический аппарат база для оценки следующих технико-экономических показателей:
Реферат опубликован: 29/06/2006