Страница: 12/26
В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.
Сторонники теории, ориентированной на предложение, заявляют, что рано или поздно большая часть налогов (уровень налогов в данном случае высокий) трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Налоги вызывают эффект ускорения инфляции издержек.
Сторонники теории экономики предложения считают, что существование большого разнообразия государственных трансфертных программ подрывает стимулы к труду. Они предлагают снизить предельные ставки налогов на сбережения, также они призывают ввести более низкие налоги на доходы от инвестиций, для того чтобы быть уверенными в наличии достаточных инвестиционных возможностей для возрастающих сбережений в экономике.
Большинство экономистов с большой осторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов с позиций экономики предложения. Во-первых, они чувствуют, что ожидаемое позитивное воздействие сокращения налогов на стимулы к труду. Сбережению и инвестициям, а также стимулы к риску могут быть на самом деле не столь сильны, как надеются сторонники экономики предложения. Во-вторых, любые сдвиги кривой совокупного предложения вправо по своему характеру имеют долгосрочный характер, тогда как воздействие на спрос станет ощущаться в экономике намного быстрее.
Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах показывает целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной политики. Обратимся к важнейшим задачам долговременной политики (антиинфляционной стратегии).
2.6 Антиинфляционная стратегия
Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:
Ø всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;
Ø существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. При этом правительств ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население.
Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие населения, тем охотнее оно приспосабливает свои решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост денежной массы.
Экономическое поведение людей изменяется, что способствует снижению инфляционных ожиданий. Эффект объявления срабатывает с некоторым запаздыванием, которое зависит от промежутка времени между введением денежных ограничений и реальными изменениями спроса и цен. Как видно, эффект объявления технически прост и непритязателен, но именно он стал действенным элементом антиинфляционной стратегии в США, Великобритании, Германии, где в последние годы наблюдалось заметное ослабление инфляционных ожиданий.
Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка: M'n = Y+Pe
Где: M’n – среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени;
Y – среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период;
Реферат опубликован: 6/10/2006