Страница: 13/15
Не прибавил ясности Гражданский кодекс (часть вторая), в котором финансовой аренде (лизингу) уделено всего шесть статей. Они касаются гражданско-правового регулирования. По мнению руководителей ряда лизинговых компаний, Гражданский кодекс нечетко регламентирует взаимоотношения субъектов финансового лизинга. Вот почему необходим закон, который бы определял экономико-правовые и организационные рамки в области налоговой политики, таможенных режимов, учета и отчетности, амортизационных отчислений, вопросов лицензирования и обязательного страхования лизинговых операций. Закон о лизинге должен иметь максимальное количество норм прямого действия.
В частности, на конференции предлагалось дать возможность лизингодателям и лизингополучателям решать самостоятельно, в рамках договора о лизинге, вопрос о постановке лизингового имущества на баланс одного из них. Дело в том, что вышедший в сентябре прошлого года приказ Минфина имел благие намерения упорядочить, в соответствии с мировой практикой, бухгалтерский учет лизинговых операций. Однако этот локальный нормативный акт внес большую сумятицу в деятельность лизинговых компаний, т.к. усугубил проблемы переоценки стоимости имущества и порядка начисления амортизации.
Рекомендовано разработать комплекс мер по налоговому стимулированию инвесторов и лизингодателей, осуществляющих операции финансового лизинга с техникой российского производства. Эту протекционистскую меру нужно ввести в дополнение к ранее предусмотренным, но не реализованным правительством льготам участникам лизинговых операций.
Серьезным стимулом может стать введение права самостоятельно определять сторонами в лизинговом договоре сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений. При этом следует предоставить возможность применения механизма ускоренной до трех раз амортизации при реализации договоров финансового лизинга ко всем видам движимого имущества, относимым к активной части основных фондов. Такой законодательный принцип реализуется в Белоруссии, на Украине да и у нас в России в финансово-промышленных группах.
Масштабы развития лизинга в мире впечатляют. Так, по информации президента Европейской ассоциации лизинговых компаний Марка Баерта, в прошлом году объем лизинговых контрактов в США составил около $130 млрд. в Европе - $123.5 млрд. в Японии - $39 млрд.
Естественно, что Россия не может и не должна оставаться в стороне от высокоэффективного инвестиционного лизингового бизнеса. Необходимо снять преграды для развития международного финансового лизинга через механизм таможенного налогообложения. В фокусе внимания таможенников должен находиться не субъект лизинга лицензированный российский лизингодатель, как предлагает ГТК, а объект лизинга оборудование, которое может быть поставлено в Россию для модернизации и технического перевооружения отечественных предприятий. И если при этом западная лизинговая компания будет находиться не в равном положении с российской компанией, то сделки попросту не состоятся.
Одной из форм решения этой проблемы может стать специальное регулирование механизма сублизинга, т.е. когда западная и отечественная компании работают совместно над проектами и при этом российский участник получает генеральную лицензию ЦБ, такую же, как при лицензировании других банковских операций.
Неплохим подспорьем для регулирования таможенного налогообложения мог бы стать старый нормативный акт, принятый постановлением правительства в декабре 1990 г. "О развитии лизинговых операций и деятельности совместной советско-французско-германской компании "Евролизинг". В нем предусматривалось "установить, что в процессе осуществления лизинговых операций с компанией налог на экспорт и импорт и таможенные пошлины со стоимости машин и оборудования, ввозимых в CCCP согласно заключенным лизинговым контрактам, взимаются в установленном размере в момент перехода права собственности к советским юридическим лицам с остаточной стоимостью оборудования, исчисленной на момент перехода права собственности".
Серьезным гарантом лизинговых операций может стать Фонд содействия развитию лизинга. Организовав его с участием государства, лизинговых, страховых компаний, банков, фонд следует нацелить не на вспомоществование отдельных лизингодателей, т.е. на финансирование отдельных лизинговых проектов, а на страхование лизингуемого имущества и возврата лизинговых платежей. Фонд сможет расширить возможности покрытия страховых рисков и увеличить период предоставления средств. Федеральные власти будут выступать в качестве гаранта по возмещению доли ущерба, что повысит защищенность проекта. При этом следует определить, какую федеральную и региональную собственность для этого можно использовать.
Реферат опубликован: 7/04/2007