Страница: 8/15
Сегодня география российских лизинговых компаний не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом. В Калуге, Пензе, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Петрозаводске, Челябинске и некоторых других российских городах действуют региональные лизинговые компании.
То, что лизинговые фирмы создаются в России либо при государственной поддержке (как в случае с "Росагроснабом"), либо при поддержке крупного банковского капитала, вполне понятно. Предмет лизинга - производственное оборудование - дорог, а значит, лизинговым компаниям необходим источник более или менее дешевых финансовых ресурсов. Иногда дуэт "банк - лизинговая компания" превращается в трио за счет присоединения к нему страховой фирмы. А специалисты из компании "Ивановская марка", дочерней фирмы ивановского завода "Автокран", советуют включать в "лизинговый холдинг" еще и какое-нибудь малое предприятие (для ускорения амортизации оборудования), и какое-нибудь предприятие, пользующееся налоговыми льготами (как говорится, для оптимизации финансовых потоков).
Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, практики считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки), а также малое и микропредпринимательство. Именно здесь, по их мнению, следует ожидать активизации лизинговой деятельности после принятия федеральной программы по развитию лизинга. Кстати, согласно проекту этой программы, в России должно быть создано семь региональных лизинговых центров и единый лизинговый банковский консорциум.
Спектр имущества, передаваемого в лизинг российскими компаниями, достаточно широк. Это легковые и грузовые автомобили, промышленное, технологическое и строительное оборудование, вычислительная техника, офисное оборудование, речные и морские суда, самолеты, подвижной железнодорожный состав. В отличие от других стран в России пока нет данных о том, какой вид имущества пользуется наибольшей популярностью при лизинге. В Европе, например, это лизинг легковых автомобилей, на долю которого приходится почти 40% объема всех лизинговых сделок, а с учетом грузовых машин этот показатель превышает 50%.
Наши компании пока определяют свою нишу в этом бизнесе. С каждой лизинговой сделкой пополняется банк данных по видам оборудования и машин, улучшаются связи с производителями. Все это позволяет лизинговым компаниям закупать имущество для сдачи его в лизинг по более низким ценам, чем сделал бы это сам пользователь, лучше ориентироваться в ценовой и маркетинговой политике, проводимой производителями и поставщиками оборудования.
Бурное развитие лизинга началось на Западе в 80-х годах прошлого века. Тогда американская компания "Белл" стала сдавать в аренду свои телефонные аппараты, что дало стимул быстрому развитию услуг связи. Спустя полвека Генри Форд использовал аренду для расширения сбыта автомобилей.
В 50-x годах в Соединенных Штатах, а через некоторое время и в Западной Европе в лизинг стали активно передаваться средства производства, и это произвело самую настоящую революцию в арендных отношениях.
В настоящее время 25 - 30% инвестиций в развитых странах приходятся на лизинговые операции. И около 80% новых видов продукции производятся как раз на оборудовании, взятом в аренду. Больше всего "лизинговых инвестиций" среди западноевропейских стран осуществляют Ирландия (46% от общего объема) и Англия (35.8%), а среди стран Восточной Европы - Чехия.
В каждой стране превалирует та или иная форма лизинговых компаний. В США, например, это независимые и дочерние компании производителей. Возможно, это связано с тем, что в США до 1963 г. банковскому капиталу было запрещено участвовать в лизинговом бизнесе в качестве учредителей. В настоящее время на первые роли в мировом лизинговом бизнесе выходят компании, созданные производителями машин и оборудования. Не случайно в первой десятке ведущих мировых лизинговых фирм находятся дочерние компании таких известных производителей, как "Дженерал моторс", "Дженерал электрик", "Ай-Ти энд Ти", "Ай-Би-Эм". А общей тенденцией в развитии всех лизинговых компаний является то, что их функции существенно расширяются, и они от простого финансирования сделки переходят к комплексному обслуживанию своих клиентов, предлагая им широкий спектр специальных дополнительных услуг.
Реферат опубликован: 7/04/2007