Н.А. Бердяев «О назначении человека»

Страница: 3/9

Наибольшая трагедия есть страдание от доброго, а не от злого, есть невозможность оправдать жизнь в критерия добра и зла. Голгофа есть трагедия трагедий потому, что был распят невинный человек. Трагедия и есть прорыв по ту сторону добра и зла.

Бог-Творец сотворил человека по образу и подобию своему и призвал его к свободному творчеству, а не к формальному повиновению своей воле. Свободное творчество и есть ответ твари на призыв Творца. И творческий подвиг человека есть исполнение сокровенной воли Творца, который и требует свободного творческого акта.

Лишь в Христе разрешается парадокс отношения Творца и твари. Это и есть сущность христианства.

Грехопадение. Возникновение добра и зла.

Добро и зло возникли одновременно, добро существует лишь на различии и отделении от него зла.

Рай представлялся как блаженная жизнь, в которой космос был в человеке, а человек – в Боге.

В раю не все было открыто человеку и незнание было условием райской жизни, это – царство бессознательного.

И в отпадении от райской гармонии, от единства с Богом, человек начал различать и оценивать, вкусил от древа познания и добра и зла, стал по сю сторону добра и зла, он предпочел горечь различия и смерть райской жизни в невинности и незнании.

Когда я познаю добро и зло, делаю их оценку, я теряю невинность и целостность, изгоняюсь из Рая.

Но само познание есть положительное благо, обнаружение смысла – ответ на Божий призыв творить.

Сознание есть мучительное раздвоение, оно причиняет боль. Но человек может идти к Раю через несчастье и боль, через опыт зла.

Но существует другая точка зрения: зло и добро находится в руках Божьих, но тогда зло нужно для достижения добра, что не хочет признавать теология.

Зло есть возврат к небытию, отказ от миротворения, но в то же время оно вызывает высшую творческую силу добра для своего преодоления. Свобода зла есть добро, и без свободы зла не было бы свободы добра.

Познание добра и зла отравило человека, поэтому его страх перед Богом есть страх перед самим собой, перед бездной небытия.

Бог есть сверх-добро, в нем не может быть зла, а человек призван не толбко исполнять добро, но и творить его, создавать новые ценности.

Надчеловеческого и внечеловеческого идеального добра и идеальных ценностей, неподвижных и вечных, не существует. Есть динамика творческих даров и ценностей, и в динамике этой продолжается миротворение.

Человек

Проблемы философской антропологии.

Челвек не есть субъект гносеологии, не есть душа психологии, не есть душа пневматологии, не есть идеальная сущность этики, логики, эстетики, в человеке пересекаются все круги бытия.

Понять человека можно лишь в соотношении к Богу, а не из природы.

Антропология христианская учит о том, что человек – существо от Бога, существо свободное и падшее и греховное, но получающее от Бога благодать и спасение.

Согласно протестантской антропологии – человека извратило грехопадение, помрачило его разум, поставило в зависимость от благодати.

М.Шеллер установил 4 типа антропологических учений:

1. Еврейско-христианское (творение человека Богом и грехопадение)

2. Анотично-греческое (человек как носитель разума)

3. Естественнонаучный (человек как результат эволюции)

4. Теория декаданства (возникновение сознания, разума, духа как биологический упадок, ослабление жизни)

Антропологическая теория Маркса: человек – существо социальное, есь продукт социума, изобретатель орудий труда.

Антропологическая теория Киркгардта: страх выражает духовную сущность человека, его отношение к Богу и его грехопадение.

Наиболее раскрывающим сущность человека из всех приведенных антропологий есть антропология библейско-христианская, в ней лежат две идеи:

· Человек есть образ и подобие Бога-Творца

· Бог очеловечился в личине Сына Божьего

Отсюда человек не только существо греховное, разумное, эволюционирующее, социальное, больное от конфликта сознания и бессознательного, но и существо творческое.

Персонализм. Личность и общество

Индивидуум – есть категория натуралистически-биологическая.

Личность – есть категория религиозно-духовная.

Индивидуум рождается и умирает, личность – творится Богом, личность по своей сути духовна.

Личность невозможна без любви и жертвы, без выхода к другому любимому она разрушается, но она не есть абсолютна. Она предпологает другие личности, общается с ними, она соотносительна с существом. Личность нравственна.

Пол. Мужское и женское

Пол не есть ф-ция человеческого организма, пол – свойство всего организма.

Мужчина в котором совсем бы отсутствовал женский принцип был бы оторванным от всей космической стихии.

Женщина, в которой не было бы мужского принципа не была бы личностью.

Только соединение мужского антропологическо-личного с женским космически-коллективным создает полноту человека.Человек – существо цельное, муже-женственное.

Реферат опубликован: 14/07/2009