Страница: 6/15
Студенты постоянно сталкиваются с проблемной отчуждения в повседневной жизни. Их главный труд – учеба – в известном смысле является односторонней, монотонной деятельностью, требующей большого напряжения. Не случайно к концу учебы в университете увеличивается число сердечно-сосудистых и других заболеваний среди студентов. Особенно устают они от лекций, поскольку эта форма в меньшей степени позволяет им проявлять творческую активность, заставляет себя подчиняться чужой воле. Наблюдение за поведением старшекурсников на лекциях показывает, что к концу занятий у многих головы и тела повернуты в сторону двери. Язык телодвижений ясно говорит об отчужденности, о желании студентов при первой возможности покинуть аудиторию.
Создание в обществе такого способа производства и таких организаций, в которых личность сможет преодолеть отчуждение от своего труда, от средств труда, от продукта труда, окружающих людей и даже от природы, и создать условия для свободного развития творческих способностей, остается перспективной, задачей общественного развития. Реальной задачей уменьшение масштабов отчуждения, в том числе путем создания экологически целесообразной техники, избавляющих человека от рутинных видов деятельности, преодоление бюрократизма, повышение духовной культуры личности, а следовательно, усиление потребности в продуктивной деятельности, в самореализации.
9. Смысл и ценности жизни человека.
Понятие «цель жизни» ассоциируется с образом горной вершины, которую надо достичь и которая у каждого человека своя. Одни сразу намечают к покорению самый высокий пик, другие довольствуются небольшими высотами.
Целью жизни называют некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. «Смысл жизни» раскрывается через «понимание жизни», «разумность жизни», «осознанность». Если человек сознает направленность своей жизни, сознательно выстраивает иерархию, ценностей, сознает свои возможности и стремится к их реализации, - то тем самым он задает смысл своему существованию.
Проблема смысла жизни имеет объективную и субъективную стороны и упирается в вопрос о том, находит ли человек смысл своей жизни сам или он задан человеку изначально, извне. В любом случае жизнь без понимания смысла вызывает у человека состояние психологического дискомфорта, мировоззренческого вакуума.
Каждый человек – биологическое существо, представитель Homo sapiens. В этой ипостаси он является носителем жизни и должен стремиться к сохранению и воспроизведению жизни. Жизнь как биологическое явление изначально целесообразно, и смысл жизни, следовательно, коренится в самой жизни.
К объективно-субъективному пониманию смысла жизни приводит осознание человеком принадлежности к конкретно-историческому типу общества, стремление наполнить биологическое существование социально-значимым содержанием. Для человека важно, чтобы его деятельность была востребована, признана и положительно оценена другими людьми. Смысловое оправдание своей деятельности человек ищет в различных направлениях: в творчестве, познании, выполнении долга, творении добра.
10.Человек как биосоциальное существо. Диалектика биосоциологического социального.
Человек – высшая ступень развития живых организмов на земле. Субъект и продукт общественно исторической деятельности и культуры.
Индивид – единственный представитель человеческого рода. Это отдельны обособленный член, какой либо социальной общности.
**********
Человек – биосоциальное существо. Т.к. он имеет нервную систему, систему желез, имеет обмен веществ, имеет побуждение (голод, жажда), особенности созревания и развития организма.
Для человека характерно биологическое существование. Людей можно разделить на три типа – слизь, желчь, ветер:
Реферат опубликован: 21/02/2009