Страница: 9/15
Одним казалось, что они нашли источник и основу игры в потребности дать выход избыточной жизненной силе. По мнению других, живое существо, играя, подчиняется врожденному инстинкту подражания. Полагают, что игра удовлетворяет потребности в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку перед серьезным делом, которого может потребовать жизнь, или рассматривают игру как упражнение в самообладании. Иные опять-таки ищут первоначало во врожденной потребности что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к главенству или соперничеству. Наконец, есть и такие, кто относится к игре как к невинной компенсации вредных побуждений, как к необходимому восполнению монотонной односторонней деятельности или как к удовлетворению в некой фикции невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддержанию чувства личности.
Нидерландский мыслитель и историк культуры Йохан Хейзинга, предпринявший фундаментальное исследование игры (Homo ludens, «Человек играющий») усматривает ее сущность в способности приводить в восторг, доставлять радость; он определяет ее как «добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь». Игра, существующая не только в человеческом, но и в животном мире не поддается, по Хейзинге, логической интерпретации, это в самом полном смысле слова некое излишество.
15. Социализация.
Личность появление на определенном этапе исторического развития. Первобытный человек ни в своей деятельности, ни в своем сознании не выделяет себя из родовой целостности. Развитие производительных сил и связанное с ним разделение труда делают человека особенным индивидом. Выполнение специфических функций дет ему определенную социальную роль, в свете которой он оценивается другими и на которой основывается его личное самосознание. Каждый появившийся на свет индивид становится личностью в ходе социализации, т.е. в процессе освоения социальных ролей, функции, норм поведения, духовных ценностей и развития самосознания. Возможность социализации «маугли» - существ, выросших в изоляции от людей и воспитанных в сообществе животных, - носит крайне ограниченный характер и не приводит к возникновению личности. «Маугли», возвращенные в общество, смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из нескольких десятков слов. Они так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу, прожив в человеческом обществе не более десяти лет.
Истории известны примеры и другого рода. Слепоглухие дети, обученные по специальной методике педагогом А. И. Мещеряковым, успешно включались в нормальную человеческую деятельность, достигли значительных высот в духовном развитии. Один из них – А. И. Суворов – работает научным сотрудником Института психологии Российской академии образования. Данные примеры свидетельствуют о том, что социальная среда играет решающую роль в превращении биологического существа в социальное.
Стремление к слиянию с социальной общностью (и отождествлению с нею) и вместе с тем – к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом, и субъектом социальных отношений, социального развития. Творческая активность личности как субъекта социальных отношений становится возможной и продуктивной благодаря овладению унаследованной от предшествующих поколений культурой. Активность личности коренным образом отличается от активности животных. Человек – существо уникальное и свободное. Его практическая универсальность проявляется в том, что он не производит, повинуясь как животное, а может производить по меркам любого вида, а также по законам красоты. Будучи активным элементом социальной системы, личность осуществляет свободу выбора из имеющихся возможностей, создает проект будущей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений в объективных и социальных структурах, в системе общественных отношений.
Реферат опубликован: 21/02/2009