Страница: 10/11
Южную границу партера определяют две крупные статуи «боргезских бойцов» (копии с античных оригиналов), хорошо заметные издалека. Раньше дорога отделяла партер от небольшого цветника с фонтаном и двумя огромными фигурами Геркулеса и Флоры. Далее открывался красивый подмосковный пейзаж.
После строительства в 1934—1937 годах двух новых зданий на месте флигелей XVIII века фонтан был разобран, а статуи Геркулеса и Флоры переставлены на другое место.
Коллекция парковой скульптуры в Архангельском, выполненная в XVIII—начале XIX века, насчитывает около 200 вещей и является уникальным собранием, равного которому трудно найти в нашей стране.
Скульптура на редкость многообразна. Здесь и мастерски исполненные копии широко известных античных памятников, и декоративные садовые фигуры середины XVIII века, где хорошо заметно влияние барочных традиций, и строгие по композиции, часто обобщенно трактованные скульптуры эпохи классицизма.
Не совсем верно широко распространенное мнение о том, что парковая скульптура в Архангельском сделана в основном итальянскими мастерами, Многие скульптуры, действительно, сделаны итальянцами-мраморщиками; они сделаны в России из мрамора, который князь Н. Б. Юсупов специально заказывал и привозил из Каррары. Подобную скульптуру делали известные в то время итальянские мастера С. П. Кампиони и братья Трискорни, большую часть жизни прожившие в России. Менее известным мастером был итальянец Карл Сильвестр Пенно, который, судя по документам, в течение многих лет выполнял заказы Н. Б. Юсупова.
Монументально-декоративная скульптура в Архангельском является неотъемлемой частью. ансамбля, органически связана с ним.
Среди немногочисленной бронзовой скульптуры нужно упомянуть модель памятника К. Минину и Д. Пожарскому, исполненную по оригиналу И. П. Мартоса.
Кроме скульптуры парк украшают беседки, павильоны, памятные колонны. Сейчас с террас почти не видны скрытые разросшимися деревьями две наиболее старые постройки, оставшиеся еще со времен Голицына. Это малый дворец «Каприз» и центральная часть бывшей «Библиотеки»—павильон «Чайный домик», получивший такое название в XIX веке. После пожара 1829 года, когда сгорели деревянные крылья этого павильона, фасад его был заново отделан архитектором В. Г. Дрегаловым.
Недалеко от этих построек в 1819 году Е. Д. Тюрин построил еще один павильон — «Храм Екатерины». Это небольшая, напоминающая портик античного храма беседка, в глубине которой помещена бронзовая фигура богини правосудия Фемиды, сделанная по модели скульптора М. И. Козловского. Статуя Фемиды была аллегорией, прославляющей достоинства императрицы, которой посвящены строки, взятые из Т. Тассо.
Осматривая парк, вы обязательно пройдете мимо небольших руинных арок. Романтические руины и гроты очень часто встречались в пейзажных парках конца XVIII века. Кроме этих скромных руин в Архангельском были построены большие руинные «Римские ворота», не сохранившиеся до наших дней. Эти искусственные руины перекликались с изображением развалин античных зданий на картинах Гюбера Робера в залах дворца.
В западной части парка, недалеко от дворца, находятся два самых поздних в Архангельском памятника. Сливается с черными стволами деревьев скульптура «Скорбь»—бронзовая фигура юноши с гаснущим факелом. Скульптура, исполненная немецким мастером К. Г. Бартом, установлена в 1908 году. В аллее, украшенной бюстами античных богов и философов, стоит памятник А. С. Пушкину.
Мемориальный ансамбль Пушкинской аллеи, созданный в 1900-е годы,—один из самых привлекательных уголков парка. В 1827 году «ранней весной верхами» Пушкин впервые приехал в Архангельское. Красота и богатство усадьбы покорили его. Три года спустя он пишет свое послание «К вельможе», начинающееся словами:
От северных оков освобождая мир,
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я .
На титульном листе рукописи Пушкин пером изобразил этого доживающего век, много повидавшего, знавшего всех и вся екатерининского вельможу—маленького сгорбленного старика в смешном парике с бантом, медленно бредущего по аллее парка.
Реферат опубликован: 24/08/2009