Страница: 6/11
На смену одним мастерам приходили другие. После смерти В. Я. Стрижакова его ученики— крепостные архитекторы Иван Борунов, Андрей Бредихин, Лев Рабутовский—под руководством Е. Д. Тюрина заканчивают надстройку «Каприза», сооружение павильона «Храм Екатерины» и другие работы.
Январь 1820 года надолго остался в памяти местных крестьян. Большой пожар во дворце вызвал толки и в московских салонах. «Славное Архангельское сгорело от неосторожности людей, а другие говорят, от скупости, потому что для убережения картин и более дров, ведено было топить галерею стружками,—писал современник.— Картины и библиотека только частью спасены .»
Пожар возник, по-видимому, на втором этаже, а затем охватил и весь дом. Стояли большие морозы, и многие из окрестных крестьян, сбежавшихся тушить пожар, сильно обморозились: пламя забрасывали снегом, через окна и двери вытаскивали картины, скульптуру, мебель. Пожар нанес дворцу большой урон: были уничтожены полы, рамы, двери, испорчены декоративные росписи, повреждены картины, скульптура, мебель. Особенно пострадал второй этаж, погибли почти все находившиеся там книги, мебель, фарфор. Всего сгорело около тридцати картин, многие были сильно повреждены.
Весной пришлось начинать отделку дворца заново. «На приведение дома в первобытное состояние теперь делаются подряды и надеяться должно отстроить к следующей осени»,— писал управляющий. Руководил восстановлением дворца Евграф Дмитриевич Тюрин. Был у него и помощник из крепостных — Иван Борунов. Осип Иванов, построивший со своей артелью незадолго до этого театр, подрядился «в . селе Архангельском исправить ныне там обгоревший дом плотничною работой .».
В Купавне, где у князя работало немало первоклассных мастеровых, изготовляется новый паркет для дворца. Набирали паркет столяр Василий Жигальцев, крепостной некоего помещика Жукова, и московский мещанин Николай Семенов.
Другой московский мастер — Иван Лазарев — делал заново почти все лепные работы, а мраморщик Савелий Меркулов занимался изготовлением колонн и пилястр из искусственного мрамора. Этот материал широко применялся при отделке богатых дворянских домов того времени. Изготовляли искусственный мрамор из гипса высокого качества. В пластичную гипсовую массу добавляли красители, раствор перемешивали и слоями наносили на поверхность стены или колонны. В результате получались причудливые вкрапления, разводы, прожилки. Поверхность тщательно полировалась, и нередко искусственный мрамор превосходил по красоте природный.
Одновременно с русскими мастерами во дворце работали итальянские мраморщики, жившие в России,— Жевани и Пенно. Новые двери, рамы и сосновый паркет для второго этажа изготовляли, по-видимому, вольные столяры Самсон Никитин и Иван Кутанин. Около сорока изразцовых печей и шесть декоративных каминов сложил во дворце печник Иван Башарин. Штукатурные и каменные работы выполняли Яков Косарев, Михаил Грибанов и Никита Грязнов.
Можно назвать еще много имен вольных и крепостных мастеров, участвовавших в восстановлении дворца после пожара.
«Книга по строению Архангельского Большого дома за 1820 год» изо дня в день подробно фиксирует происходящее: «выдано мраморщику Савелью Меркулову—сто рублей, лепщику Ивану Лазареву за коринфические капители, карниз . модальоны выдано . 200 рублей» и т. п. В общей сложности ремонт дома обошелся в 135 тысяч рублей.
После пожара залы дворца были заново расписаны во вкусе позднего классицизма. В Архангельское были приглашены живший в Москве французский живописец Никола де Куртейль и два других менее известных мастера — Колумбии и Рунжи, работавшие во дворце «со своими людьми»—подмастерьями или учениками. Не исключено, что в этой работе принимали участие и крепостные живописцы.
В 20-х годах XIX века окончательно складываются интерьеры дворца, в основном сохранившиеся до наших дней.
Ансамбль получил свое окончательное завершение после перестройки террас парка, которая проводилась архитектором В. Г. Дрегаловым в 1829—1830 годах. В. Г. Дрегалов переделал подпорные стены верхней и нижней террасы, построил над обрывом к Москве-реке две беседки и новые оранжереи.
Реферат опубликован: 24/08/2009