Страница: 8/11
* Журнал "Морской флот" 1998/№3-4 стр.10 " Программа возрождения флота России . . . . "
Государственная поддержка могла бы дать значительный толчок в форсировании наращивания портовых мощностей. Однако пока такое мероприятие отчетливо не просматривается, а лишь ограничивается постоянными рассмотрениями хода выполнения Программы, что не дает практически никаких положительных результатов.
Подведя некоторые итоги различных программ, обращенных на возрождение морского транспорта, к концу 1997 года под контролем российских судоходных компаний находится приблизительно 1100 транспортных судов суммарным дедвейтом 14 млн.т, провозная способность которых составляет 130 млн.т грузов в год. Такой флот мог бы удовлетворить потребности России в перевозках грузов морем, однако усилиями российских законодателей, которые не учитывают в законах специфику морского флота, это не происходит. Поэтому российские судовладельцы вынуждены регистрировать суда под иностранными "удобными" флагами. Из 14 млн.т дедвейта под российским флагом зарегистрировано менее 8 млн.т (57%). Флот морских пароходств в России практически не обновляется. Из введенных в эксплуатацию в текущем году 16 судов общим дедвейтом 171,5 тыс.т только 4 судна (49,4 тыс.т дедвейта) вошли в состав российского флота (2 контейнеровоза и 1 лесовоз - в АО"Дальневосточное морское пароходство" - и один танкер ледового класса - в состав "Лукойл Арктик танкер"). Флот продолжает катастрофически сокращаться. Только в 1997 году по предварительным данным он сократился на 78 единиц дедвейтом 894,3 тыс.т.
Российский флот вытесняется с перевозок отечественных грузов в область кросстрейда. Если в 1996 году было перевезено 15,5 млн.т российских внешнеторговых грузов из них 3,5 млн.т на условиях доставки российской стороной, то в 1997 году - 13,9 млн.т из которых только 2,1 млн.т - на российских судах.
В каботаже обеспечена перевозка всех предъявленных грузов в районы с круглогодичной навигацией и в пункты с ограниченным периодом навигации. Вместе с тем действующая система, когда северные регионы получают средства государственной поддержки завоза грузов в конце навигационного периода, приводит к затяжке завоза до критических сроков навигации и требует мощного ледокольного обеспечения. Для своевременных перевозок в районы Крайнего Севера в 1997 году были заключены прямые договоры с администрациями регионов на перевозку 156 тыс.т нефтепродуктов, что на 30% больше, чем в 1996 году. Однако договор с пароходствами на перевозку грузов в каботаже заключается неудовлетворительно.
Неритмичность работы паромной переправы Ванино-Холмск вызвана задолженностью Сахалинской железной дороги Сахалинскому морскому пароходству, суда которого обслуживают переправу. Из-за задержек с оплатой возникают проблемы с приобретением бункерного топлива для паромных судов.
Объем перевозок в загранплавании снизился из-за сокращения флота.
Сокращаются перевозки пассажиров из-за отсутствия пассажирского флота. Полностью прекратились перевозки на Северном и Балтийском бассейнах, а на Дальневосточном бассейне к концу пассажирские перевозки осуществляются фактически только паромами.
Грузооборот портов и причалов коммерческих структур в 1997 году составил 140млн.т (увеличился по сравнению с прошлым годом на 5%). Рост связан с увеличением экспорта грузов из России морем через российские порты, который составил 120 млн.т.
В 1997 году введены перегрузочные мощности на 4,1 млн.т грузов в год и причалы протяженностью 1053 м. Объем перегрузочных работ в морских портах в 1997 году возрос на 101% по сравнению с прошлым годом. Увеличился объем перегрузки в портах: Мурманск - на 14%, Новороссийск - 11,8%, Санкт-Петербург - 8,3%, Калининград - 15,3%, Таганрог - 32,8%, Высоцк - 64%. Впервые преступили к перегрузке внешнеторговых грузов порты Темрюк (Краснодарский край) и Оля (Астраханская область). Из-за высоких железнодорожных тарифов снизился на 15-20% объем перегрузки внешнеторговых грузов в портах Дальнего Востока.
Для решения вопросов загрузки российских портов и железных дорог, особенно Транссибирской магистрали, создан Международный координационный совет по транссибирским перевозкам.
Экономические результаты
По предварительной оценке в 1997 году финансовый результат деятельности предприятий и организаций морского транспорта составил 409,7млн.руб. прибыли.
Реферат опубликован: 1/06/2008