Страница: 2/5
Однако, при обсуждении (. Библии часто пытаются, чтобы избежать аргумента от рекомендации церкви, найти рациональные доводы, для склонения рассудка к подчинению Библии. [Это напоминает переоценку роли аргументов в пользу существования Бога!] Это несостоятельно, как в свете вышеприведенных рассуждений об (., так и по следующим оображениям:
Попытки искать автосвидетельства Библии наталкиваются на непреодолимые трудности вызванные ее нехолистическим характером. Далее, это предполагает, что таковые уже имеют какую то ценность.
Часто основывают авторитет Библии на ее непогрешимости, но это просто подменяет понимание Библии определенным учением о Боге, от которого мы отказались. |пояснить — непогр. Бог не хотел допустить и малейш. ошибки в Библии., кот. понимается в виде абс. точных текстов еще до прояснения вопроса о ее характере|. Кроме того, непогрешимыми, в этом случае, могут быть только оригиналы рукописей, которыми мы не располагаем и эмпирически не можем подтвердить или опровергнуть. Это оказывается утверждением, основанным на мнении человека и не более.
Евангельское понимание отвергает подобное представление о Библии. Развитие библейской критики сделало его нерелевантным. Но самая главная причина, все же, в нашем представлении о Боге:
{Цитата по Даннингу, 56: К.Пиннок}
Классическое понимание экзистенциального авторитета Писания указывает на фактор, выходящий за пределы рационального анализа. Бритва Оккама делает его ненужным. Это выражено с наибольшей экспрессией у Кальвина, но и у других.
{Цитата: Установления, I,VIII,1; Кальвин, 74-75}
Богословие Реформации, которое живо и по сей день, придержвается позиции testimonium internum Spiritus Sancti (внутреннее свидетельство Св. Духа). От Лютера, Кальвина, через Вестминстерские исповедания и до наших дней признается, что подлинность авторитета Писания подтверждается действием Духа.
Мы приходим к очередной богословской апории, проистекающей из вопроса о соотношении воли Бога и человека. Наравне с тайной принятия / отвержения авторитета Писания на уровне предоценки возникает тайна отклика / безучастности под влиянием благодати Св. Духа уже в связи с содержанием Писания. Как бы то ни было, экзистенциальный авторитет — основа взгляда на Библию в связи с ее авторитетом. Невозможно строго доказать, что Библия имеет отношение к авторитету Бога. Представление человека о Боге и его восприимчивость к вести как таковой определит его выбор!
Однако, кроме экзистенциального (основополагаюшего вопроса, по которому наблюдается некоторое богословское единство), существует и более тонкий вопрос, по которому существует еще больше мнений. Это вопрос когнитивного (познавательного) авторитета. Он относится к поддающемуся рациональной оценке содержанию Писания. Как нам понимать его? Как далее толковать и применять. При общем признании экзистенциального авторитета конкретные выводы могут расходиться. Внутреннее свидетельство Духа тут не действует. |пояснить| Как выяснить, что в когнитивном содержании является авторитетным? Это ведет нас к вопросу о богодухновенности Писания, который мы и рассмотрим.
Богодухновенность. Опять же, представители всех христианских конфессий, носители самых разных богословских систем, во все времена признают свою веру в богодухновенность Библии. Это такой же прочно засвидетельствованый догмат, как и входящие в символ веры (в некоторых аспектах даже более). Факт налицо. Но при этом можно встретить значительную неразъясненность вопроса и большое различие в понимании б.
Исторически, если мы оставим сами НЗ тексты, то мы находим первые рассуждения об этом во II в. Еще Отцы – апологеты, утверждая б. Библии ставили вопрос о природе этого феномена. Они были склонны сводить его к своего рода диктовке, сводить к несущественному участие человека в этом процессе. Так Афинагор (~177г. – Апология, IX, 1; цит. по: Князев, 113) сравнивает писателей с музыкальными инструментами, на котором музыкант (Бог, Дух) играет мелодию. Далее, в связи с монтанизмом, Церковь отказалась от подхода апологетов и стала утверждать, что Дар Св. Духа не упраздняет, но предполагает самое активное участие человека-писателя. В дальнейшем, на Востоке этот догмат не вызывал каких бы то ни было вопросов и ( не развивался. На Западе, по причине развития схоластики и по прочим причинам существует огромная богословская база. Вопрос этот необходимо прояснить по причине проблемы метода.
Реферат опубликован: 1/12/2009