Страница: 3/5
Даннинг пишет, что содержание богословия первично по отношению к методу. Так как сначала происходит исследование, а затем становится очевиден использованный метод. Метод исследования не является частью богословия, но имплицитно присутствует в нем. Однако, относительно Библии дело не ограничивается богословием, но имеет личное, богослужебное и пр. измерения. В свете же развития библейской критики и всего комплекса гуманитарных наук, в сфере которых находится и богословие, необходимо усвоить результаты, согласовать их с историческими доктринами, прояснить меру релевантности исторического подхода к Библии наравне с типологическим. Как понимать в современных условиях учение о высшем смысле, бесконечно превосходящем буквальный смысл Писания, чему учили Отцы с первых веков христианства? Удивительные параллели открываются здесь в связи с современными, отчасти деконструктивистскими представлениями о несуществовании текста, как культурного феномена, независимо от читателя. Вообще, развитие человечества в Новом Времени требует коренного переуяснения методологических принципов христианского богословия и, опять таки, касается понимания Библии. Мы говорили об этом; это самые общие вещи; в свете них мы перейдем к рассмотрению адекватного понимания Писания.
Теории богодухновенности.
1. Интуитивная теория.
Вдохновение является высшей точкой внутреннего состояния, как бы проявлением в человеке дара (как к музыке и пр.). Авторы Писания — религиозные гении, которые особо присущи среде еврейского народа. Т.о. эти авторы Библии ни чем иным не отличались от др. религиозных и философских мыслителей. Библия — отражение их религиозного опыта и мышления.
2. Иллюминативная теория.
Нет особого водительства, но человек получает особую чувствительность к религиозным вещам. Деятельность Св. Духа сводится к стимулированию и этому увеличению восприятия. Дух Св. является своего рода стимулянтом, как чашка крепкого кофе (или LSD). Дух Св. работает во всех, но в этих людях осоьенно.
3. Динамическая теория.
Комбинация усилий Бога и человека. Работа Св. Духа осуществляется в направлении писателя на мысли или на концепции, которые тот должен иметь, но позволяет тому самому находить слова и выражения. Автор обладает уникальной личностью, имеет свои особенности, писательский стиль и пр., а работа Св. Духа направляет его на идеи.
4. Вербальная (словесная) теория.
Влияние Св. Духа руководит всем, в.т.ч. выбором слоев и выражений, выходя за рамки мысли. Работа Св. Духа столь напряженна, что каждое слово есть то, которое Бог имел ввиду употребить. Однако, Бог не диктовал.
5. Диктовочная теория.
Бог фактически продиктовал Библию ее авторам. Ко всем фразам применяется прямое указание от Бога, следовательно, нет соответственных стилей, которыми отличаются авторы. (Этого взгляда придерживается немного людей, но фактически, ряд авторов п.4 придерживается п.5).
Носители: 1- James Martineaw; 2 - .; 3 - Augustus H. Strong; 4 - J.I.Parcker; 5 - John R. Rice.
{Цитата из тетради по Сист. богословию_1 с их критикой + изложение теории о. Лагранжа по: Князев, стр. 115-116} Последняя теория не вполне приемлема по причине ее томистского разделения между Богом, как первопричиной и вторыми причинами (человечеством) *****************************************************************************************************************************************************************************
************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************** рассуждения об экзистенциальном влиянии Писания, то увидим, что дар б. не имеет отношениия к тому, что автор мог знать самостоятельно. Б. ограничивается областью (знания Бога( и его действия в мире, и не исчерпывает (а то и вовсе не имеет) своим воздействием порождения интеллектуального акта. Соединив это с материалом предыдущей лекции об (. мы придем к выводу, что дар боговдохновения в сущности своей является крайне специфическим проявлением божественного откровения!
Реферат опубликован: 1/12/2009