Страница: 10/14
Однажды один ученик спросил учителя о знании, и тот сказал, что существует два вида знания: низшее и высшее. Все то, что может быть преподано одним человеком другому, вся наука, все искусство, вся литература, даже св. Писания, даже сами Веды, - все это было пpичислено к формам низшего знания. Затем он переходит к тому, что высочайшее знание - это познание Единого, зная которого, познаешь все. Познание Его и есть Теософия. Это и есть "познание Бога, являющееся Жизнью вечной".
В ответ на утверждения науки, что корень всех религий – человеческое невежество, прозвучало торжествующее провозглашение того, что религии исходят не из людского невежества, а из божественного знания. Все они - пути, на которых человек пытается найти Бога. Что такое религия ? Религия - это вечное искание человеческим духом божественного, человеком - Бога. Религии мира - это только способы этого искания. Взгляните куда угодно в истории, обратитесь к любой цивилизации, или к любому народу, отправьтесь на самый отдаленный Восток или самый отдаленный Запад, остановитесь где угодно, в любом месте, в любое время - и везде вы найдете в человеке неутолимую жажду Бога. Этот кpик, инстинктивно срывающийся с уст человечества. Пpавильно было сказано еврейским песнопевцем :"Как лань стремится к потокам вод, так душа моя стремится к Тебе, Боже". Джордано Бруно пользовался удачным образом, когда сравнивал это искание человеком Бога с постоянным стремлением воды достигнуть своего уровня. Так и человеческий дух вечно стремится подняться до божественности, откуда он изошел.
Но, если вы хотите ЗНАТЬ, не только надеяться, не только страстно желать, не только верить, но ЗНАТЬ с несомненностью и убежденностью, неспособной поколебаться, тогда вы должны искать Божественный Дух не вне, а внутри себя. Не обращайтесь к ученому, ибо он может сказать вам только то, что в природе существует неизменный закон, не обращайтесь к теологу, ибо он будет лишь приводить вам доводы, тогда как вам нужна убежденность. Не обращайтесь к художнику, хотя он может подвести вас несколько ближе к истине, - он сможет рассказать вам только о божественной Кpасоте, а это не все. Не обращайтесь к философу, ибо он может дать вам лишь отвлеченности. Обpатись же внутрь, а не вовне, погрузитесь бесстрашно в глубины своего собственного существа; в глубинах своего собственного сердца ищите сокровенную тайну - тайну, поистине достойную исследования, - и там, только там, вы найдете Его. А когда вы найдете Его там, тогда вы увидите, что все во вселенной славит Его Имя и Его Учение. Найдите Его сначала в вашем собственном Я и тогда вы будете видеть Его везде.
Это - основная Истина, Истина из истин. Это - Божественная Мудpость, называемая нами Теософией. Это - новое провозглашение в современном мире наиболее древней, наиболее жизненной из всех реальностей.
Далее, Теософия дает нам два основных учения: первое из них - имманентность Бога - Бог везде и во всем. Это - истина, которую вы найдете в любом святом Писании. Она исчезла из памяти западного мира и потому, когда она проповедуется снова, как это делается теперь, даже с христианских кафедр, она представляется многим чем-то новым, чуждым и странным. Возьмите, например, хорошо известную и дорогую нам книгу Бхагавад-Гиту: "И нет ничего движущегося или неподвижного, что могло бы существовать вне меня" /Х.3/. И дальше: "Отдав частицу Cебя на проявление вселенной, Я остаюсь" /Х.42/.
Давайте оставим древние писания и обратимся к чаяниям и устремлениям более современных людей: мы видим, что они выражают ту же надежду. Возьмите, например, Теннисона, с грустью умоляющего свой собственный дух обратиться к Божественному Духу, ибо "Дух может слиться с Духом", и он утверждает, что: "Ближе Он чем дыхание, Ближе, чем руки и ноги мои".
Нигде нет ничего, кроме Бога. Ничего, кроме Бога во всем многообразии форм. Всякая мысль, всякое сознание - Его мысль, Его сознание, ибо Он – Единая Вечная Жизнь. Он в нас, и в этом залог всего того, чем мы можем стать, залог нашей бессмертной жизни. Бессмертной жизни ? Нет, ибо что такое бессмертие ? Это только бесконечное время, век за веком - последовательность времен. Человек более чем бессмертен, ибо то, что началось во времени, и кончится во времени. ЧЕЛОВЕК ВЕЧЕН. В этом гарантия, обеспечение бесконечного прогресса. Человек так же бессмертен, как бессмертен сам Бог. "Он не родился и не умирает, раз получив бытие. Он не перестает существовать. Неpожденный, постоянный, вечный и древний, он не убит, когда тело его убивают" /Бхагават-Гита. 11,20/.
Реферат опубликован: 23/12/2006