Страница: 9/14
Далее я приведу раскрытие понятия теософии самими теософами, как они ее представляют и их мнение о материалистической науке и христианстве.
Теософия в своем настоящем виде появилась в мир в 1875 году, но сама Теософия стара как старо образование и вдумчивое человечество. Под разными наименованиями, на различных языках света была она известна миру. Но хотя языки, а потому и названия, были различны, то, что выражается названием, было всегда одним и тем же. Особой причиной, вызвавшей ее новое провозглашение в наши дни, была опасность, представляемая быстрыми успехами материализма среди руководящих ходом мировой цивилизации наций. По мере того, как наука развивала свое знание, она все больше и больше склонялась к тому, чтобы пойти по материалистическому направлению. слово "агностик" становилось характерным эпитетом ученого человека и под влиянием особых условий развития европейской мысли, распространялась идея, что в то время как человек способен познать все то, что доступно наблюдению внешних чувств, и все то, что может он установить на основании этих наблюдений и вывести из них, за пределами чувств у него нет никаких орудий для соприкосновения с находящейся вне его вселенной. Поэтому считалось невероятным, что человек может знать что-либо о более глубоких и вечных вопросах жизни, что-либо о своем происхождении, обо всем, покрывающемся словами Бог, бессмертие, дух. Этот образ мыслей оказывал воздействие и на Восток и на те колонии, куда проникала европейская мысль, и угрожал охватить весь мир. Тогда Великие охранители человечества сочли за мудрое, чтобы старая истина была провозглашена в новой форме, соответствующей уму и миросозерцанию человека того времени. прежде для того, чтобы удовлетворить условиям нового народного развития, человеку открывалась одна религия за другой; в наши дни была вновь провозглашена основа всех религий, для того чтобы народы могли увидеть, что все религии кроют в себе одно и тоже и что они лишь ветви одного и того же дерева, хотя это и не лишает ни одного народа специальной ценности, даваемой ему его собственной особой верой. Этот способ изложения религии современному миру был тем более необходим и важен, что наука выдвинула в известной степени тоже самое учение, только другим путем и с другой целью. Она расклассифицировала различные религиозные проявления под названием "Cpавнительной мифологии". Внимательное исследование множества развалин, оставшихся от прошлого, изыскания исследователей старины и археологов, изучение литературы древних цивилизаций, результаты, полученные благодаря раскопкам и научным переводам античных надписей - все это служило не допускающим возражений доказательством того, что основные учения всех религий тождественны, что их моральный кодекс на одинаковой ступени развития тот же, что рассказы об их Основателях сильно похожи друг на друга, что даже внешние церемонии, формы, обряды и богослужения различных религий, хотя и отличаются друг от друга в частностях своего внешнего облика, сходны по своим основным идеям. Этой тождественностью и пользовались непpизнававшие никакой религии, для того, чтобы нападать на все религии и дискредитировать их. Во всяком случае доказывали, что религия, сколь утончена ни стала она на более поздних своих ступенях, является плодом человеческого невежества и что, когда человеческое знание возрастет, тогда прозвенит погребальный звон религии.
Таково было состояние западного мира, когда было вновь провозглашено старое знание. Так как в начале теософическое дело развивалось в Америке и Европе, естественно, что за именем, которое выражало бы старые идеи, обратились к греческой мысли. некоторое время спустя, после пришествия Христа, название Теософия, Божественная Мудpость, употpеблялось в школах неоплатоников и с этого времени оно появляется в одной философской школе за другой; в Европе его употребляли один мистик за другим так, что оно вызывало в европейской мысли известные ассоциации, давая возможность каждому, осведомленному в религиозной, мистической или философской мысли человеку, понять сразу, что подразумевается, когда упоминают о теософии. За этим именем крылась старая ассоциация, развертывавшаяся перед образованным умом во всей своей полноте.
Если обратиться дальше за пределы христианской эры, встpетишься с теми же самыми взглядами под другим именем: это будет уже не греческая теософия, а санскритская Бpахмавидия; но ведь Брахма значит Бог, а видиа - Мудpость, так что мы опять сталкиваемся с названием "Божественная Мудpость". Ее называли еще и по другому - Паpавидиа - Веpховная Мысль.
Реферат опубликован: 23/12/2006